О судопроизводстве в древнем Израиле I-II века до н.э.
Print
Просмотров: 6443
{include_content_item 79}

Первосвященник Гиркан, сын Шимона, последнего из братьев Маккавеев, он же административный глава независимого Израильского государства времен Маккавеев,  воспользовавшись беспорядками в Сирии, начал широкую компанию по расширению Израиля.

Гиркан завоевал Газу, большие территории в Заиорданье, захватил Самарию, разрушив при этом, храм на горе Гризим, на юге он захватил Эдом, насильно обратил эдомонян в иудейскую веру[1], и таким образом довел границы государства до размеров Соломонова царства.

Постоянное состояние войны вызвало недовольство среди населения.  Образовалось два направления в понимании и толковании законов Торы,  саддукеев и фарисеев («отделившихся»).

Первых, теперь бы мы их назвали консерваторами или ортодоксами, так как они полностью поддерживали все мероприятия Гиркана, который в религиозном отношении отличался неукоснительным и точным следованием букве Торы.

А вот фарисеи, теперь бы мы их назвали - либералами, считали, что кроме Торы в иудаизме существует еще и устные предания, передающиеся из уст в уста от поколения к поколению со времен Моше, то есть кроме письменной существует еще и Устная Тора.

Устная Тора учит, что, строго признавая Заповеди, и письменную Тору вполне допустимо более гибкое их толкование, используя  Закон для пользы большинства народа.

Дебаты между обоими направлениями в иудаизме сосредотачивались в Великом Синедрионе.

Великий Синедрион (II век до н.э.- I век н.э.) состоял из 71 самых мудрых ученых мужей страны, он осуществлял религиозную и судебную власть в стране. Синедрион толковал применение Закона при разных обстоятельствах и выпускал собственные постановления. Кроме Великого синедриона по всей стране существовали местные синедрионы в составе 23 человек. Управляли Великим синедрионом два человека: «наси», т.е. глава, князь и «отец» – председатель суда. Решения принимались большинством голосов, причем если разбиралось дело, грозившее смертной казней, то судьи в этот день не должны были до судебного заседания есть и пить вино.  Судьями не могли быть старики и больные люди, т.к. считалось, что они будут принимать слишком строгие решения.

Перед принятием решения назначалось две группы судей, одна искала доказательства виновности, другая невиновности обвиняемого. Первыми выступали вновь назначенные молодые судьи, с тем, чтобы на их мнение не влиял авторитет более умудренных и авторитетных коллег. Если смертный приговор принимался единогласно, то его не приводили в исполнение. Само единогласие свидетельствовало о том, что исследование обстоятельств проводилось поверхностно, а судьи не искали оправдательных доводов.

Судьи синедриона должны были отвечать очень высоким требованиям: досконально знать Тору и толкования, владеть несколькими языками для того, чтобы говорить с обвиняемым на его языке без переводчика, знать математику и другие науки - вплоть до колдовства. Хотя колдовство преследовалось Законом, но для принятия правильного решения по делам о колдовстве судьям полагалось нужным иметь понятие об этом ремесле.

Самой известной парой из руководителей Синедриона были в середине первого века Шаммай (саддукей) и Гиллель (фарисей). Оба они были выдающимися учеными, но придерживались разных взглядов и принадлежали к разным общественным классам. Шаммай – сторонник строгого и буквального исполнения законов Торы - консерватор из высшего класса, и  Гиллель – приверженец Устной Торы и гибкого подхода к исполнению Закона, выходец из низов.

К этому времени на Иудею усилилось Римское давление. Еврейское общество разделилось на два лагеря не только в религиозном, но и в политическом отношении. Шаммай и его сторонники призывали к восстанию против Рима, как в свое время священник Хасмоней с сыновьями против греческо-сирийского давления. Гиллель же призывал народ бороться с римским влиянием мирными средствами. Он понимал, что международная ситуация в тот момент не оставляла евреям никаких надежд на успех вооруженного восстания. Рим был на вершине своего могущества. «Восстание может привести лишь к полной потере автономии, огромным жертвам и разграблению Иерусалима», - убеждали фарисеи. К сожалению, действительность оказалась значительно суровее. Столь разное понимание религиозных основ, конечно же, привело к созданию по существу двух иудейских конфессий.

Поражение в Иудейской войне полностью дискредитировало ультраортодоксальное направление саддукеев в иудаизме,  оно прекратило свое существование.  Последователь раби Гиллеля - великий учитель Йохан бен Заккая  сумел, после разгрома Иерусалима и разрушения Второго храма, основать в г. Явна иешиву по изучению Торы и Устного Закона. В дальнейшем его последователи записали и кодифицировали Устную Тору, назвав ее - Мишна, которая и явилась основой Талмуда и современного иудаизма в целом.

 


[1] Насильственное обращение произошло в первый и в последний раз в еврейской истории.