Лекция №21. Евреи в XIII-XVII веках в Польше и на Руси
Печать
Просмотров: 12671

Содержание:

  1. Массовое переселение евреев на территорию Польши.
  2. Роль государства в жизни еврейских общин в новой стране.
  3. Еврейское самоуправление, области основной деятельности.
  4. Саббатианство.
  5. Восстание Богдана Хмельницкого
  6. Возникновение хасидизма.

Прежде всего, мне хотелось бы в нескольких словах напомнить вам содержание прошлой лекции. 1492-1496г.г. произошло изгнание евреев-сефардов со всего Иберийского полуострова. Прекратила свое существование самая многочисленная и процветающая община Европы.

Эмиграция осуществлялась тремя потоками: небольшая часть в Палестину и Голландию, основной поток в Италию, а затем на Балканы в Османскую империю.

Сефарды и на чужбине смогли создать ряд больших и процветающих общин, таких как Амстердамская, Антверпенская, Лондонская и Венецианская. Основная область деятельности были: внешняя торговля, медицина, картография и ремесленничество. Из их среды вышли философы, ученые, изобретатели и политические деятели: Борух Спиноза, Ариель Акоста, Авраам Колорни, предположительно Христофор Колумб и, во всяком случае, его картографы и спонсоры, а также Иосиф Наси, министр иностранных дел при двух турецких султанах.

В 1516г в Венеции было создано первое «гетто», а 1555г. Римский папа Павел IV распространил этот опыт на все католические страны Европы.

Немецкие евреи-ашкиназы загнанные в гетто в 16-17в.в., подвергаясь все усиливающемуся давлению со стороны церкви и власти. Лишенные права на занятие сельским хозяйством, торговлей, ремесленничеством или другим производительным трудом, они впали в нищету. Практически полностью изолированные от внешнего мира в своих гетто, евреи углубились в изучении Торы, Талмуда и каббалы. Именно в этот период значительно увеличилась эмиграция евреев из Германских городов в Польшу.

Евреи в Польше и есть тема нашего сегодняшнего разговора.

Впервые евреи появились на территории Польши еще в 12-ом веке, спасаясь от банд крестоносцев. Польша в это время находилась на более ранней стадии развития, чем западная Европа. В Польше почти не было городов, не получила развития торговля и промышленность, плотность населения была низка. Князь Болеслав Калишский, правивший в то время в Польше, с радостью принял евреев, надеясь с их помощью создать города, развить промышленность и торговлю. Он издал грамоту о предоставлении евреям гарантий спокойного существования в государстве. Грамота состояла из 37-ми статей и устанавливала, что судебная власть принадлежит не местным судам, а лично князю; свидетельство против еврея в суде должно быть подтверждено свидетелем евреем, за убийство или ранение еврея виновный отвечает только перед княжеским судом, имущество еврея объявлялось неприкосновенным. Запрещалось возводить на евреев обвинение в ритуальных убийствах, абсурдность которых была к тому времени многократно доказана.

Покровительство князя не понравилось католической церкви. Церковный собор в 1266г. предписал евреям жить в городах в отдельных районах, носить шапку рогообразной формы и установил ряд других ограничений, на том основании, что соседство с евреями опасно для христиан, недавно принявших крещение.

Но, к счастью, народ и правители Польши, в то время не очень обращали внимание на предписания фанатичного духовенства, и евреи продолжали спокойно жить в Польше.

Эпидемия чумы в западной Европе в 14-ом веке и обвинение евреев в злокозненности, загнало в Польшу новую массу евреев. Община при короле Казимире Великом (1333-1370) достигла вершины своего могущества.

Король Казимир стремился поднять в государстве уровень гражданской жизни. Ввел право судиться евреям, татарам и русским по собственным законам. Подтвердил грамоту князя Болеслава Калишского и дополнил ее правом проживания евреев в любом городе и селении, правом обработки, арендования и владения землей, чего евреи не имели ни в одной стране Европы.

Столь приязненное отношение к евреям со стороны короля Казимира Великого, католическая элита и часть народа относила не к стремлению короля возродить в стране торгово-промышленную деятельность и, тем самым обогатить казну и развить государство, а к влиянию на него жены Эстерки. По-видимому, по аналогии с известной Библейской историей из книги Есфирь. Казимир действительно был женат на еврейке по имени Эстерка, которая родила ему двух сыновей и двух дочерей. Причем сыновья воспитывались в католической вере, а дочери в иудейской.

Имела ли в действительности жена столь сильное и, в таком случае, благотворное влияние на короля или, как это часто бывает, путается причина со следствием, мы не знаем. Но после смерти Казимира Великого, его преемник Людовик Венгерский (1370-1382), воспитанник католического монастыря, первым делом организовал антиеврейские гонения, убил Эстерку и решил отобрать у евреев все права, предоставленные им предшественниками, но вскорости он умер, не успев этого сделать.

В 14-ом веке Великое княжество Литовское только что приняло христианство. Дочь Людовика Венгерского Ядвига, наследница польского престола, вышла замуж за великого князя литовского Ягелло тем самым, объединив Польшу и Литву в одном государстве (1386г.). Кузен Ягелло - Витовт стал Великим князем Литвы.

К этому времени в Литве уже существовало несколько еврейских общин: в Гродно, Луцке, Бресте и более мелких городах. В 1388г. великий князь Витовт издал указ аналогичный грамотам Болеслава Калишского и Казимира Великого, в котором определил евреев как равноправных жителей страны. Они пользовались правом внутриобщинной самостоятельности, были подсудны только княжескому суду, имели право заниматься любой деятельностью вплоть до владения и обработки земли.

Несколько слов о пребывании евреев в Московской Руси.

Впервые евреи появились на Руси в царствование Великого князя Ивана III Васильевича, когда объединенное им государство только начало выходить на международную арену.

В 1470г. из Киева в Новгород прибыл некий еврей Захария, он сблизился с несколькими православными священниками и обратил их в иудейскую веру. Через некоторое время двое из вновь обращенных Денис и Алексий, обратили в иудаизм многих православных уже в Москве. Ересь т.н. "жидовствующих" получила достаточно широкое распространение. Борьба с ней была длительной и закончилась в 1504 г., когда по решению церковного собора и приказу Ивана III главные вероотступники были по законом того времени сожжены, а остальные члены секты заточены в тюрьмах и монастырях.

При дворе Великого князя Ивана III состоял в качестве врача ученый еврей мистер Леон. В это время серьезно заболел старший, наследный сын князя. Мистер Леон поклялся Ивана III своей жизнью (вероятно со страху, князь был очень жесток), что он вылечит наследника. Но сын вскорости умер, а мистер Леон лишился головы.

Секта иудаистов настолько напугала трон, что евреев еще долго не пускали на Русь.

Только при Петре I Великом немногочисленная группа евреев, по приглашению самого царя переселилась в Россию.

Как мы уже говорили на прошлой лекции, 16-ый век принес глобальные изменения. Открытие Америки (1492), изобретение Гуттенбергом книгопечатанья (1475г.), падение Византийской империи (1453г.), провозглашение Лютером Реформации (1517г.), приведшей к расколу Римской католической церкви, значительные изменения в направлении европейской внешней торговле, и многое другое. Столь крупные, судьбоносные события, провозгласившие окончание Средневековья и наступление Нового времени, роковым образом отразилась на существовании евреев.

Ввиду изгнания евреев из Испании и Португалии, и вытеснения огромного количества евреев-ашкиназов в Польшу и Литву, а сефардов в Турцию, почти одновременно произошло перемещение центра иудаизма и еврейской культуры из Испании в Польшу, как некогда из Вавилона в Испанию.

Как уже было упомянуто, средневековая Польша была классической феодальной страной с небольшим слоем землевладельцев, они же военная каста, и огромной массой крепостных крестьян; с неразвитой промышленностью и торговлей. Именно эту нишу заняли еврейские и немецкие переселенцы.

Немецкие купцы и ремесленники расселились, в основном, в западных, а евреи в восточных областях Польши, а так же в Великом Княжестве Литовском. Три Польских короля, Сигизмунд I, Сигизмунд II Август, и Стефан Баторий в течение всего 16-го века покровительствовали еврейскому населению страны, понимая, что они создают надежную, как мы бы сейчас сказали, инфраструктуру для развития страны в экономическом и военном отношениях. И действительно, в течение 15-го и 16-го веков Польша превратилась в крупную, экономически достаточно развитую страну, активно участвующую в европейских делах. Конечно, королевское покровительство носило коммерческий характер, по некоторым данным только 30-ти процентов от суммы собранных налогов оставалось в распоряжении общин, остальные средства изымались в казну. Но тем не менее, это было взаимовыгодное сотрудничество.

В течение двухсот лет, вернее даже трехсот лет, начиная с грамоты 13-го века от князя Болеслава Калишского, еврейские общины Польши значительно окрепли и умножились. Они превратились в мощную силу, как бы самостоятельный класс под патронажем короля.

Банковское дело, налоговый откуп, аренда земли, управление помещичьими имениями, оптовая и розничная торговля, издательское дело, весь спектр ремесленных работ, а в Литве и сельское хозяйство - вот область светской деятельности евреев Польши и Великого княжества литовского в рассматриваемый период.

Но столь безоблачной жизнь евреев конечно не была. Конкурентная борьба между купцами христианами и евреями, конфликты между арендатором или управляющим и крестьянами, при активном содействии католической церкви, немедленно переводились в религиозно-национальную плоскость. В то же время именно эта, управленческая деятельность и владение налоговым откупом в какой то степени привела, в 17-м веке, к катастрофе, сравнимой разве что с Холокостом.

В царствование короля Сигизмунда II католиками был пущен слух, будто бы одна христианка продала евреям святое причастие, а последние давили его до тех пор, пока из него не полилась кровь. Мнимые участники мнимого святотатства были сожжены на главной площади Сухачева, перед Собором. Король Сигизмунд II был возмущен жесткостью и несправедливостью совершенного. Когда церковь распустила слух, будто бы евреи похищают детей перед праздником Пейсах с целью использовать их кровь в ритуальных целях, король издал указ запрещающий возбуждать подобные дела без свидетельства четырех христиан и трех иудеев (1566г.).

Приемник Сигизмунда, король Стефан Баторий, также объявил подобные обвинения клеветой, распространяемой с целью захвата и разграбления имущества евреев. Баторий ревностно охранял гражданские права евреев и к ранее введенным привилегиям в 1580 г. добавил новые льготы.

И тем ни менее жизнь евреев в Польше постоянно зависела от воли короля. В 1495 г. великий князь Александр, брат короля, вдруг объявил о выселении всех евреев из Литвы. Возможно, так повлияло на него изгнание евреев из Испании или просто возобладало желание обогатиться. Всех евреев изгнали, а имущество и недвижимость конфисковали в пользу князя и частично раздали его приближенным. Евреи переселились обратно в Польшу. После смерти короля Яна-Альбрехта Александр Литовский принял польскую корону и уже 1501 г. разрешил всем евреям вернуться и полностью возвратил им конфискованное недвижимое имущество. Причина понятна, экономическая жизнь в Литве стала затухать, а сбор налогов резко уменьшился. Аналогичная ситуация часто встречалась и в Итальянских городах-государствах в смысле изгнания и последующего возврата евреев-сефардов.

Со смертью короля Батория закончился "золотой век" польского еврейства. Последующие короли, как правило, воспитанники иезуитских монастырских школ, уже не защищали евреев от разнообразных нападок со стороны местных властей и Католической церкви. Но тогда евреи были еще достаточно сильны, чтобы противостоять этому. Силу давали им экономическая независимость, свободное самоуправление в общинах, внутренняя сплоченность и богатая духовная жизнь.

Еврейская внутриобщинная жизнь была строго регламентирована. Большая община с прилегающими к ней более мелкими общинами управлялись т.н. "кагалами". Ежегодно во время Пейсаха избирался совет кагала, состоящий из трех старшин (роши), за ними шли почетные особы, по-видимому, ученые раввины и наиболее щедрые благотворители (доноры), затем выбирали судей (даяны), попечителей и старост различных учреждений.

Круг обязанностей кагала был очень велик: он представлял евреев во всех государственных учреждениях, распределял среди членов общины налоговые повинности и собирал их, управлял кладбищем, организовывал обучение в хедерах и иешиве, организовывал благотворительную деятельность, осуществлял Раввинатский суд, удостоверял сделки (выдавал "купчие крепости"), и осуществлял все действия по записям гражданского состояния (рождений, браков, смертей).

Из этого перечня понятно, что община охватывала все стороны жизни еврея. Вне общины жизнь еврея была просто немыслима. Решение суда об изгнании из общины было равносильно известной "высшей мере наказания". Применялась она, однако, очень редко, только в исключительных случаях, таких как отказ от еврейской традиции, переход в иную веру или самопровозглашение Мессией.

Высшим судебным, а затем в 17-ом веке, и административным органом были, ежегодно собираемые Сеймы или Ваады. На них съезжались старшины и судьи всех четырех областей еврейского самоуправления: Великой Польши (Познань), Малой Польши (Краков), Подолии (Львов) и Волыни (Острог). Ваады собирались, как правило, во время Люблинской ярмарки, куда съезжалась огромное количество евреев и, конечно, элита общества. На Вааде решались все дела по судебным апелляциям, принимались решения по текущим делам и обязательно рассматривались вопросы обучения в хедерах и ишивах.

Основной фигурой в общине и в кагале был раввин, Он заседал в раввинадском суде, был посредником при спорах. Каждый еврей при любых затруднениях обязательно прибегал к совету раввина. Раввин наблюдал за обучением детей в хедере. Раз в неделю делал экзамен ученикам по знанию (наизусть и на иврите) Торы, а мальчика, сделавшего ошибку, по обычаю того времени, тут же наказывали розгами. В хедере дети (только мальчики) обучались девять лет - с четырех до тринадцати. Уже в наше время ученые определили, что знания, полученные именно в этот период обучения, откладываются в определенном отделе мозга и никогда не забываются.

Высшее религиозное образование юноши получали в иешиве- еврейском религиозном университете, которые существовали при каждом кагале и даже при больших общинах. Ректором обычно назначался самый уважаемый и авторитетный ученый раввин. Кагал назначал ему высокое содержание, с тем, что бы он мог полностью сосредоточиться на талмудической науке и воспитании своих учеников. Каждый студент иешивы также имел свих двух учеников из хедера, обучая их, он сам постигал науку воспитания и обучения.

Современник так описывает метод обучения в иешиве: "Было два полугодия в ишивах: летнее и зимнее. В начале каждого полугодия в иешиве с большим прилежанием изучали Гемару (Вавилонский Талмуд), с комментариями Раши и тосафистов. И собирались ежедневно мудрецы общины, молодые люди и вообще все, сколько-нибудь прикосновенные к науке, в здании иешивы, где на первом месте восседал начальник заведения (рош-иешива), а вокруг него располагались, стоя, множество ученых и учащихся. Рош-иешива читал лекцию о Галахе с толкованиями и дополнениями. После лекции он устраивал научные прения (хилук): сопоставлялись разные противоречивые места из текста Талмуда или из комментариев; эти противоречия улаживались разными другими ссылками, затем открывались противоречия в самих ссылках и разрешались новыми ссылками и так далее, пока вопрос не был окончательно разъяснен".

Столь мощная и продуманная система образования могла сложиться только среди такого народа, который интеллектуальные качества ставит выше других человеческих достоинств. Если бы в то время проводись опросы общественного мнения, то ученый рабби без всякого сомнения занимал бы первое место по степени своего престижа в обществе.

По моему мнению, ряд блестящих ученых, писателей, композиторов и других интеллектуалов 18-20-х веков евреи выдвинули из своей среды, благодаря именно такой системе еврейского образования, существовавшей на протяжении многих веков.

В доказательство этой мысли можно привести слова Пола Джонсона, автора "Популярной истории евреев", который писал: "Методология Маркса была совершенно раввинистской. Его выводы проистекали исключительно из книг … . Он выражался: "я – машина для пожирания книг"… . Он обладал религиозным темпераментом и был совершенно не способен вести эмпирические исследования…".

Умение работать с книгой, находить подходы к решению проблемы, вести дискуссию и многое другое присущее искусству и науке, впитывались евреями веками вместе с изучением Торы и Талмуда и участием в постоянных дискуссиях.

С началом 17-го века пик могущества Польского государства был пройден. Польша начала постепенно ощущать упадок во всех сферах своей деятельности. Постоянно возникали конфликты на религиозной, национальной и экономической почве. Польская католическая шляхта, во всяком случае, на востоке страны, владела поместьями, где крепостными крестьянами были православные русские или украинцы. Шляхтичи, как правило, жили не в своих поместьях, а в крупных городах, что требовало значительно больших затрат, отсюда постоянное увеличение податей стремление к продаже как можно большего количества зерна и фуража за границу, в Германию. Германия в это время переживала самую разорительную 30-летнюю гражданскую войну (1618-1648г.г.) и нуждалась в огромном объеме продовольствия.

Поскольку управление поместьями осуществлялось через управляющих, в большинстве своем евреев, то и проводниками экономического давления оказались евреи, что само по себе вызывало крайнее недовольство со стороны православных крестьян, как в отношении к католикам полякам, так и к евреям в особенности. Все это привело Польшу в состояние политически неустойчивого равновесия.

Гроза не заставила себя долго ждать. В 1648 г. на Украине, поднялось мощное восстание украинских и русских православных крестьян под водительством казачьего сотника Богдана Хмельницкого против польской католической шляхты. К восстанию присоединились запорожские казаки и крымские татары. Эта огромная необузданная толпа громила все на своем пути. В это же время Польша переживала период междуцарствия, умер король Владислав IV и, как всегда, сейм никак не мог договориться об избрании нового короля. Польские войска при неустойчивом руководстве не в состоянии были оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления, и Хмельницкий вторгся в пределы основной Польши.

Но больше чем поляков казаки и крестьяне ненавидели евреев, ассоциируя всех с управляющими и арендаторами. Жестокости и звериной ненависти не было конца. Дубнов приводит следующие слова русского историка: "Убийства сопровождались варварскими истязаниями, сдирали с живых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на углях, обливали кипятком. Самое ужасное остервенение выказывал народ к евреям: они осуждены были на конечное истребление…." Знакомые слова, написанные историком за 200 лет до Холокоста.

Ухудшение положения еврейских общин в политическом и экономическом отношениях еще больше изолировало еврейство в своих гетто, вызывало пессимизм в народе и, как обычно в таких случаях, люди стали искать утешение и выход в мистических учениях.

Именно в это время, среди польских и балканских евреев получает широкое распространение Каббала - мистическое учение, основанное на особенном значении буквенных символов и их цифровых эквивалентов при расшифровке истинного скрытого Божественного смысла Торы. Главная книга каббалы "Зогар", написанная испанским раввином Моше де Лионом в 13-ом веке от имени известного законоучителя 2-го века Рабби Шимон Йохай. Моше де Лион заявил, что он, якобы, нашел этот труд в пещере в Израиле.

"Зогар" очень сложная для понимания книга учит, как с помощью чисто умозрительных заключений, медитации и нового метода прочтения Торы можно приблизиться к Шхине (одно из названий Бога) и постигнуть смысл им созданного Мира. Обычно, чем тяжелее становилась жизнь евреев, тем более широкое распространение получают разные мистические верования и учения. Каббала, в этом отношении, не является исключением. Так было в 14-ом веке в Германии, после полного оскудения еврейских общин во время эпидемии чумы и обвинения евреев в этой ужасной трагедии.

В Польше, на турецких Балканах и в Палестине это учение появилось в значительно упрощенном виде, под названием "Практическая каббала".

Одним из основных авторов и проповедников нового варианта каббалы был Исаак Лурия Ашкинази или просто Ари (1534-1572). Ари родился в Иерусалиме, его родители были выходцы из Европы, еврейское образование он получил в Каире. Талмудическое миропонимание не удовлетворяло его пытливого ума, и Ари углубился в изучение "Зогара". В 1570 г. он появился в Цефате (Палестина), где тогда находился центр каббалистической учености. Мистическая настроенность и глубокие знания Каббалы поставили Ари во главе этого религиозного направления. С группой последователей он совершал прогулки по городским окрестностям, навещал предполагаемое место захоронения мнимого создателя "Зогара" раби Шимона Йохай. Здесь свершались разные таинства, медитация, пелись гимны и готовились к скорой встрече с Мессией. Но неожиданно Ари умер. Его ближайший ученик и сподвижник Хаим Виталь записал все, о чем говорил учитель.

Один из самых авторитетных еврейских историков С.М.Дубнов - автор десятитомной "Истории еврейского народа" погибший в 1942г. в Рижском гетто, так описал смысл "Практической каббалы": "Человек, в силу греховности своей природы, удалился от своего божественного источника, от мира чистых духов, и погрузился в омут нечистых сил. Задача верующего в том, чтобы освободить свою душу от злого начала и путем поста и молитвы восстановить ее связь с Божеством. Очищение души после смерти происходит путем "блуждания" или переселения (гулгул): душа грешника переселяется в тело другого человека, и если она не исправиться в этой новой своей оболочке, то переходит затем в тело третьего человека и так далее, пока не исправится. Бывают случаи, что душа переходит в тело животного, тогда она переживает страшные муки. Существует тесная связь между человеком и высшими духами".

Но по мысли Лурии человек погряз в грехах, еще и потому что находится во власти демонов зла. На основе этой доктрины следует целый ряд повествований о колдовстве, и всяких омерзительных созданиях, которые постоянно строят козни людям. Избавиться от сил зла можно разными способами: строгим соблюдением Закона, молитвой и постом, а также произнося вслух, специально разработанную систему сочетания букв, например, "абракадабра".

Такой религиозный дуализм, на мой взгляд, противоречит основам иудаизма, где Всевышний один и единственный властитель Мира.

В системе практической каббалы Лурии большое место занимает вопрос о пришествии Мессии. Страстная молитва, аскетический образ жизни, неукоснительное соблюдение законов Торы, безусловно, приближает приход Мессии. Но, кроме того, каббалисты разработали методику расчетов времени прихода Мессии, который приходился на 1648г., по другим расчетам на 1666 г.

Выдающийся публицист Натан из Газы (1643-1680) - страстный сторонник Луриевской каббалы и близкого прихода Мессии - рассылал по всем общинам Европы и Передней Азии письма-прокламации, призывающие всех евреев, готовится к близкой встрече с Мессией. Под влиянием этих писем и разных слухов, в шестидесятых годах 17-го века европейское еврейство было возбужденно необычайно. В Амстердаме и Лондоне, в Праге и Франкфурте, но в особенности в Польше и Турции (Балканы и Палестина), доходило даже до того, что некоторые предприниматели стали ликвидировать свои дела, готовясь к переезду на Святую землю, для встречи Мессии.

Саббатай Цеви, родился 9 Ава 1626 г. в городе Смирна. Знаток Талмуда и Зогара, отличавшийся крайне неуравновешенным характером, впервые произнес полное четырехбуквенное имя Бога в 1648 г. в синагоге своего родного города. Это был акт неслыханной дерзости. Произнести полное имя Бога имел право только первосвященник, только один раз в году и только в Иерусалимском Храме. Раввины, расценив этот поступок как мессианское притязание, немедленно наложили на него херем, т.е. отлучение от синагоги. Но этот шаг только прибавил ему славы. Саббатай Цеви уехал из Смирны и стал проповедовать по разным городам Турции: в Салониках, Константинополе, Иерусалиме, Каире. В Каире он встретился с Натаном из Газы, в котором приобрел своего самого горячего приверженца и "пророка".

По всей Европе его адепты распространяли слухи о якобы совершенных Цеви чудесах. Эти рассказы и слухи о скором появлении Мессии, который соберет весь еврейский народ, включая десять пропавших колен Израилевых на Святой земле, во вновь отстроенном Храме, попадали на благодатную почву, измученного невзгодами европейского еврейства.

Когда Саббатай Цеви в 1665 г. вновь появился в Смирне в сопровождении свиты из своих приверженцев и самозваных пророков, его встретила восторженная толпа криками: "Да здравствует наш царь, Мессия". В 1666 г. точно в установленный каббалистами срок Саббатай появился в Стамбуле, чтобы объявить себя Мессией и совершить всемогущее деяние: приказать султану вернуть евреям Землю Обетованную. Но в Стамбуле Саббатай Цеви был сразу же арестован и посажен в тюрьму. Там его посещали многие посольства из еврейских общин. Каббалист Нехемия Коген, член польской делегации в беседе с Цеви выяснил лживость его миссии и доложил об этом султану. Последний предложил Цеви решить обычную, для еврея в таких обстоятельствах, дилемму: смерть или ислам. Саббатай Цеви принял ислам.

Весть об измене Цеви, о том, что он оказался очередным обманщиком, лжемессией, повергла европейское еврейство в шок. Правда, его главный адепт Натан из Газы стал распространять версию о том, что Саббатай Цеви выполняет завет о последнем испытании перед восшествием на свой законный Престол и т.д. Но ни что уже не могло помочь Саббатае Цеви. В 1676 г. он умер в безвестности в Черногории. Похоронили его как правоверного мусульманина.

Разгром еврейских общин во времена резни Богдана Хмельницкого, по разным оценкам было уничтожено от 25 до 50% еврейского населения страны, разочарование от несбывшихся надежд на приход Мессии-избавителя, три раздела Польши и крайняя бедность, в которую повергли евреев эти события, привели общество к интеллектуальному упадку и пессимизму.

Состояние полной безнадежности требовало, какого то выхода, и он был найден в переосмыслении религиозной доктрины.

Хасидизм (учение благочестия) показало простым малообразованным евреям простой и доступный путь к Надежде.

Создателем нового религиозного направления в иудаизме стал простой еврей из Подолии Израиль Бешт (1700-1760). Сирота, обучавшийся в хедере на благотворительные средства, с детства проявлял странности в поведении - днем спал, а ночью горячо молился и в тоже время отличался глубоким религиозными знаниями, в особенности Каббалы. До 36 лет он вел жизнь обычного семейного небогатого еврея. И только в 1736 г. Израиль стал, открыто действовать в качестве "чудотворца" или баалшема, знахаря-каббалиста. Вскоре он прославился в народе как добрый "баалшема", откуда пошло сокращение и фамилия Бешт.

С этого времени Бешт начал ездить по Подолии и Волыни лечил народ и проповедовал свой новый поход к богослужению и благочестию.

Смысл его учения сводился к следующему: Общение с Богом есть главная цель религии. Для достижения этой цели не столь важна ученость, сколько искренняя и страстная молитва, при которой душа отделяется от тела. Для достижения такого состояния надо применять искусственные приемы: сильные телодвижения, покачивания и, даже, кричать.

Бешт учил, что усиленный пост, воздержание, отшельничество вредны и греховны. Бог любит в человеке веселье и радость, отсюда и богослужение и молитва должны сопровождаться выражением радости, танцами и песнями. В религии важнее чувство, чем обряд.

Цадик или праведник это человек, который святостью своей жизни достиг наиболее близкого общения с Богом, он посредник между верующем и Всевышним. Через цадика достигается земное и небесное благополучие. Впоследствии культ цадика становится одним из основ хасидизма. Рабби Телушкин, автор книги "Еврейский мир", приводит такую притчу: один из учеников ближайшего последователя Бешта - Дова-Бера говорил: "Я хожу к нему (Дову-Беру), не для того, чтобы изучать Тору, а для того, чтобы смотреть, как он застегивает свои ботинки (культ учителя, доведенный до абсурда).

Возникновение и стремительное распространение хасидизма произвело настоящую революцию в иудаизме. Это движение начиналось как либеральное, максимально для того времени приближенное к запросам малообразованной бедноты. Оно открывало им жизнеутверждающий и радостный мир и, посягнуло на "святая святых" ортодоксального иудаизма, на коренное изменение ритуала богослужения и религиозной иерархии. Естественно, хасидизм вызвал резкое противодействие со стороны ортодоксального, раввинистического направления.

Самый авторитетный и уважаемый лидер среди польских и литовских евреев - Рабби Элиягу, носящий почетное имя "Виленский Гаон", наложил херем на всех евреев, перешедших в хасидизм. Это означало запрещение общения с хасидами, запрещение вести какие либо дела с ними, заключать браки, одним словом, их подвергли остракизму.

Борьба между обоими течениями велась очень ожесточенная и долгая, но постепенно хасиды, другое название Хабад (аббревиатура от слов: хахма, бина, деа, т.е. мудрость, понимание и познание – три основных начала учения) приблизились к традиционному учению, хотя и в настоящее сохраняются известные различия. Сегодня хасидов причисляют к небольшому ультраортодоксальному, очень активному направлению в иудаизме. Хасидов легко узнать по черной старомодной одежде и черной шляпе.

Теме "Евреи в России", мы посвятим следующую беседу.

Использованная литература:

С.М. Дубнов, "Краткая история евреев"

Пол Джонсон, "Популярная история евреев"./Пер. с английского/.

Рут Сэмюэлс, "По тропам еврейской истории"./Пер. с английского/.

N. T. Gidal, "Die Juden in Deutschland".

НDtv - Atlas Weltgeschicht, band 1.

Раби Йосеф Телушкин, " Еврейский мир"(перевод с английского).

Гильберт С. Розенталь, Вальтер Хомулка, "Этот многоликий иудаизм" (перевод с немецкого).

Н. В. Гоголь, "Тарас Бульба".

"Windows Xp для "чайников" (самоучитель).

 

А.Тиктинер.
Лекция прочитана 27 сентября 2005г.
в Еврейской общине г. Bad Pyrmont.