Лекция № 27. Современный Иудаизм и его направления
Печать
Просмотров: 13478

 

Продолжение лекции № 26

 

Существование разнообразных направлений в религиозных сообществах вообще, и в иудаизме в частности, явление обычное.

В иудаизме возникновение религиозных течений связано, как правило, с адекватной реакцией на внешние изменения, эти причины можно разделить на два временных периода.

 

Первый период: от древних времен - исхода из Египта, вплоть до XVIII века н.э.

Для него характерно возникновение разных направлений, как правило, связанных с изменением географического места нахождения еврейских общин, с изменением политической обстановки, с разрушением Храма, с работой над кодификацией Закона, с развитием самоидентификации в еврейском сообществе, с изгнанием из страны или наоборот возращением и т.д. Одним словом все изменения и противоречия находились в плоскости политических событий, катаклизмов, переживаемых народом, или в религиозно-философской плоскости, связанной с естественным развитием научной и теологической мысли.

Некоторые из религиозных течений мы рассматривали в предыдущей беседе. Напомню о них для преемственности темы: самаритяне, отвергнутые возвратившимися из Вавилонского пленения евреями, но сохранившие преданность Торе до настоящего времени; значительные противоречия внутри Синедриона между фарисеями и саддукеями, сторонниками устного Закона и его противниками. Несколько самостоятельных направлений в отшельнических сектах Мертвого моря. Караимы, течение возникло в результате политической борьбы внутри элиты еврейского общества в Багдадском халифате IX века. Разделение всего еврейского народа на сефардов – испанских и вообще восточных евреев и ашкеназов - немецких и восточноевропейских евреев, В конце этого периода: возникновение хасидизма.

 

Второй период: от начала промышленной революции XVIII века до создания Государства Израиль.

Второй период характеризуется резким изменением экономического положения в Европе: создание паровой машины, паровоза, фабричного производства сильно изменили экономику Европейских стран. Выросла производительность труда, сократилась себестоимость перевозок. Значительно возрос выпуск относительно дешевой фабричной продукции. Возникло перепроизводство товаров. Единственным выходом было повышение покупательной способности населения. В то же время начал сокращаться спрос на более дорогие ремесленные товары. Не вдаваясь глубже в экономические теории, скажем только, что сокращение спроса на ремесленные товары самым пагубным образом сказалось на положении евреев гетто. С другой стороны для расширения производства и нового вида транспорта – железных дорог потребовались капитальные вложения не- сопоставимо больших объемов, чем прежде. Возникла острая потребность в привлечении еврейского капитала к финансированию новой промышленности и транспорта, а также в вовлечении населения гетто в систему общего расширения базы потребления.

 

В Европе XIX и первой трети XX века, индекс участия евреев в общественной, научной и экономической жизни стран проживания, приведенный профессором Слезкиным в своем обширном труде «Эра Меркурия - евреи в современном мире» составляла более 30 процентов. Начиная с угольной промышленности, строительства железных дорог до кораблестроения; от Эйнштейна до Зигмунда Фрейда - в науке, во всех видах искусства, не говоря уже о традиционно еврейских областях деятельности: медицине, юриспруденции и о других свободных профессиях.

Существуют разные объяснения столь удивительного успеха: одни авторы приписывают все тысячелетнему «кочевому» состоянию еврейского народа, следствием которого явилось знание чужеземных языков и возникновение более широкого кругозора; другие - запретом на большинство профессий в средневековой Европе и необходимости проявления исключительной гибкости ума для выживания.

Но наиболее близко, на мой взгляд, к объяснению феномена подошел немецкий философ Вернер Замбарт, не любивший ни капитализм, ни евреев. Он указал, что успех еврейской экономической деятельности основан на точном и честном соблюдении деловых договоров. Замбарт показал, что сама религия евреев по существу является коммерческим контрактом, который заключили евреи с Богом три тысячи лет назад. Тогда евреи обязались строго исполнять заповеди и распространять слово Его среди всех народов, Бог обещал за это получение в пользование Земли Обетованной.

Евреи за многие столетия до развития капитализма начали использовать рациональные экономически обоснованные методы взаимоотношений в торговле и финансах. Еще в XIV веке они поняли, что золото обычный товар, имеющий свою рыночную цену, а не только средство накоплении или подтверждения статуса обладателя.

Для серьезного объяснения необычно значительной роли евреев в жизни Европы, а сегодня и Америки, необходимо изучить совокупность очень многие факторов: исторических, религиозных, географических, а также наследственных свойств народа. Эту работу, на мой взгляд, с блеском выполнил профессор калифорнийского университета Юрий Слезкин, в упомянутом мной труде.

Рассуждая о роли каждого народ надо всегда помнить о том, что мы судим о нем по деяниям выдающихся его представителей, которых может быть больше или меньше в сравнении с численностью всего народа. Основная же масса населения и еврейского, в том числе, находится, если так можно выразиться, в состоянии покоя, погруженная в преодоление собственных житейских проблем.

Бурное развитие экономики в Европе и активное участие евреев в этом процессе привели к необходимости разрешения противоречия между возможностью точного соблюдения Закона и Традиции и эффективной работой в гражданской деятельности; кроме того, выявилось недостаточное общее образование еврейства. Как следствие этих проблем наступила «Эпоха еврейского просвещения» и движение за изменение Традиции, при сохранении всех Боговдохновенных этических законов Торы и Заповедей.

Началась эра реформирования и либерализации иудаизма.

Мозес Мендельсон (1729-1786) - духовный вождь движения. Он первым высказывал мысль о необходимости выхода евреев из самоизоляции, о необходимости, наряду с получением религиозного образования, получать и светское немецкое образование. В этом Мендельсон видел путь к избавлению от нищеты и унижений. Сам Мендельсон получил глубокие религиозные знания в иешиве, в зрелом возрасте изучил латынь, говорил и прекрасно писал на немецком и французском языках, овладел вершинами европейского просвещения.

Благодаря своему другу драматургу Лессингу Мендельсон был принят в высших интеллектуальных кругах Берлина. В среде элиты общества он проводил огромную работу по развеиванию широко распространенных предрассудков и суеверий в отношении еврейского народа. Мендельсон издал много философских работ, но главным трудом его жизни был перевод Торы и Танаха на немецкий язык с большими комментариями на иврите и немецком. Именно с изучения переведенных на местный язык главных еврейских святынь началось массовое освоение евреями Германии и Австрии немецкого языка. До этого евреи говорили только на идиш или, если надо было общаться с немцами, на ломаном немецком.

Последователи Мендельсона развили его идеи и стали воплощать их в жизнь. В Австрии и Германии их усилиями были открыты школы, где еврейские юноши получали общеобразовательные знания наряду с религиозными.

Уже в первой половине XIX века один из основателей реформизма в Германии Абрахам Гейгер (1810-74), став в 1832 г. раввином в Висбадене, начал вводить реформы в синагогальную службу с целью совмещения актуальной необходимости участия еврея в экономической и культурной жизни страны и сохранения при этом основы еврейской идентичности. В 1835г.

Гейгер основал журнал «Научная теология иудаизма». Весь XIX век характеризуется стремлением реформаторов научно обосновать необходимость видоизменения иудаизма, придания ему современного звучания. Интересная деталь, характеризующая существенное изменение взглядов евреев в середине XIX века: Абрахам Гейгер, с целью более широкого распространения либерализма решил баллотироваться на должность раввина в Бреслау (Силезия) в одной из самых многочисленных и авторитетных общин Германии. Главным раввином там служил Соломон Тиктин, принципиальный противник, какого бы ни было отклонения от Закона и Талмуда. После серьезных публичных дискуссий между двумя раввинами, на выборах 1844г. Гейгер получил подавляющее большинство голосов (54 против - 1). Приступить же к работе он смог только через полтора года. Раввин Тиктин использовал свой авторитет и связи, чтобы Гейгеру задержали предоставление прусского гражданства. После Абрахама Гейгера раввином Бреслау стал Захариус Френкель, который в 1854г. открыл первую теологическую семинарию, а в 1872г. под руководством Абрахама Гейгера начала работать Высшая научная школа иудаизма в Берлине.

В этих учебных и научных заведениях возникла и была разработана научно обоснованная теория о двух составляющих Иудаизма: вечные, т.е. неизменяемые Боговдохновенные этические законны Торы и соответствующие им учения Пророков и изменяемые ритуальные законы, созданные человеком, которые могут и должны изменяться вместе с изменением условий жизни общества.

В результате своих научных исследований Гейгер пришел к выводу, что еврейская религия — постоянно развивающийся организм. Библейская вера не идентична позднейшему раввинистическому иудаизму. Современность диктует дальнейшую эволюцию иудаизма.

Для Гейгера Традиция и изменения были синонимами; он высоко ценил Традицию и усматривал в ней объяснение реформам. Современные раввины, согласно Гейгеру, имеют право модернизировать иудаизм, подобно тому, как законоучители Талмуда имели право приспосабливать его к требованиям своего времени. Гейгер был в тот период одним из немногих евреев - сторонников критического изучения Библии и в ней самой находил примеры развития веры.

Религиозный еврейский философ Коен (1842-1918) рассматривает человека как «соучастника в творении». Специфической творческой задачей человека, считает Коен, является создание объединенного человечества, то есть осуществление мессианского царства, которое Коен представлял в понятиях философского социализма и рассматривал борьбу за него как борьбу за справедливость и права бедных. Наступлению мессианского царства должно предшествовать создание отдельных общин людей, живущих в мире и гармонии, которые послужат образцом для всего человечества.

Еврейский народ, по мнению Коена, представляет собой такую общину. Защищая Талмуд от нападок антисемитов, Коген стремился согласовать идею избранности Израиля с мессианской идеей единства человечества. Связующим звеном между ними служит идея Бога. Израиль избран и рассеян среди народов для того, чтобы стать воплощением и символом единства человечества в истории и тем самым установить царство Божье на земле Единство человечества вытекает в иудаизме из единства Бога, который создал человека по своему образу и подобию. Хотя Коен придерживался либерального толкования иудаизма, придающего главное значение моральному учению, он энергично подчеркивал ценность еврейских традиций и Закона.

Предоставление евреям равноправия во всех Западноевропейских странах, эпоха Хаскалы, новые тенденции в иудаизме, имели колоссальные позитивные последствия. Они вовлекли евреев в общественную, культурную и экономическую жизнь страны проживания, повысили материальный уровень еврейского населения, вселили в сознание еврея уверенность в себе и в своем народе, но вместе с тем, проявились и отрицательные тенденции.

В первую очередь стремление к полной ассимиляции, через переход в христианство. В 1890г. в Берлине началась «дискуссия» об антисемитизме, развернутая придворными протестантскими священниками. В противовес этому, для борьбы с антисемитизмом был создан «Центральный союз немецких граждан еврейского вероисповедания».

Ортодоксальный иудаизм не разделял идей радикального реформизма; в результате в нем появилось течение: «неоортодоксия».

Основал и возглавил это течение раввин Гирш (1808-1888). Хотя Гирш и ввел некоторые внешние изменения в синагогальный ритуал, тем не менее, он выступал за сохранение традиционной синагоги и исключительное употребление иврита в молитвах. По мнению Гирша, следовало не реформировать иудаизм, а просветить евреев. Гирш полагал, что идеальный еврей - это просвещенный еврей, приобщенный к европейской культуре, но строго соблюдающий предписания Закона. Он уделял много внимания религиозному воспитанию юношества. По инициативе Гирша в 1853г. во Франкфуртском реальном училище вместе со светскими, преподавались и религиозные еврейские предметы.

С усилением позиций реформизма Гирш изменил свое отношение к вопросу о единстве еврейской общины. Он содействовал проведению в прусском ландтаге закона, разрешавшего евреям выходить из общины, оставаясь вместе с тем в лоне еврейства (1876). Это создало законную основу для организации особых неоортодоксальных еврейских общин, а также реформистских. Однако подавляющее большинство евреев Германии осталось в рамках единых общин.

В XIX и первой трети XX века либеральный иудаизм получил свое развитие почти во всех странах Западной Европы в особенности в Англии, Венгрии, Чехословакии, Голландии и Франции. Распространялся он, в основном, в среде более образованного слоя еврейского населения. В то же время в России и в Польше либерализм не получил никакого развития. Причина здесь кроется, по-видимому, в политически угнетенном положении евреев этих стран и огромном распространении хасидизма. Но об этих тенденциях в иудаизме мы поговорим в своем месте.

Евреи в Америке.

В Соединенные Штаты евреи попали из голландских колоний Южной Америки, после завоевания их испанцами. Первые 23 еврея-поселенца появились в 1754г. в Новом Амстердаме (Нью-Йорке). Ко времени принятия конституции 1778г. и первых десяти поправок к ней в Америке проживало уже 150 тысяч евреев. Конституция и поправки (билль о правах) предоставили всему населению страны равные гражданские права и отделили религию от государства. В Америке сосуществуют около 250 религиозных конфессий, но ни одна из них не получает государственной поддержки. В государственных школах запрещено религиозное воспитание и т.д.

Еврейские общины с самого начала поддерживали идею отделения от государства и запрета на государственную поддержку, понимая, что, не получая денег от государства, они приобретают подлинную свободу вероисповедования.

Основной иммиграционный поток в США во второй половине XIX века шел из Германии и Австрии, где после поражения Наполеона и наступления реакции были вновь отменены все законы, уравнивающие евреев в правах. Сыграли определенную роль поражения революций 1830 и 1848 годов, лишившие евреев перспективы нормального существования. В конце XIX и в начале XX века началась колоссальная эмиграция евреев из России. Она стала следствием прокатившихся по всей стране еврейских погромов. К середине двадцатых годов прошлого века еврейское население США составляло уже два с половинной миллиона человек.

Естественно, что прибывшие на новое место евреи привнесли с собой собственное религиозное мировоззрение. Если немецкие евреи и в Америке в большинстве своем остались верны реформистским, либеральным подходам к сущности иудаизма, то восточно-европейские евреи придерживались ортодоксальных ценностей. Среди польско-русских евреев приехало достаточное количество хасидов-ультаортодоксов. Таким образом, общинная жизнь американских евреев представляла собой зеркальное отображение европейских ашкеназийских общин.

В основном, вновь прибывшие евреи селились по принципу землячеств, поэтому и их общинная жизнь отражала соответствующее мировоззрение. Общины не объединялись в какие-либо союзы, не создавали собственные религиозные семинарии, не имели общего религиозного лидера. По воспоминаниям того времени и сохранившимся письмам из Америки видно, что религиозная общинная жизнь в США конца XIX века стала затухать и даже деградировать, поскольку захлебывалась в заботах о физическом выживании. Ведь в то время никакой социальной государственной поддержки не существовало. Ее не было даже, в первые дни и часы по прибытию в новую страну. Вспомните рассказ Короленко «Без языка»

Тем не менее, Исаак Вайз (1819-1900) – раввин из Богемии, поселившийся в Нью-Йорке, решил и на новой родине заняться реформированием местных ортодоксальных общин, в то время сплошь состоявших из русских евреев «черты оседлости» и, конечно же, потерпел полное фиаско. По-видимому, Вайз не понимал того, что реформизм - явление органичное только для более образованным слоев еврейства; для евреев достигших более высокого уровня мировоззрения, познавшим вкус свободы и гражданского достоинства в западных странах. Поставленные Вайзом вопросы были просто непонятны забитым, полуголодным евреям из России.

Раввин Вайз покинул Нью-Йорк, переселившись во внутренние районы страны, где большинство еврейского населения были выходцами из Германии, Англии и других стран Западной Европы. Там он организовал Союз реформистских общин, создал религиозную высшую школу для подготовки раввинов и выработки теоретических основ реформизма. Движение с каждым годом набирало силу и к концу XIX столетия включало в себя более двухсот общин. В 1885г. конференция раввинов – реформаторов приняла Питсбургскую программу – манифест реформистского движения из 10 пунктов.

Приведу лишь ее главные принципы:

  1. Иудаизм представляет собой высшую среди других религий идею Бога – этический монотеизм.
  2. Библия является свидетельством преданности народа Израиля Богу.
  3. Выводы современной науки и философии не находятся в противоречии с иудаизмом, так как в Библии излагаются представления, соответствующие определенному времени.
  4. Только моральные законы носят обязательный характер. Ритуальные правила, в частности, кашрут, кодекс ритуальной чистоты священнослужителей или предписания, касающиеся одежды, суть языческого происхождения и не служат сегодня целям духовного созидания.

Далее программа, высказывается за совместные с христианством и исламом поисками путей к созданию социально справедливого мира.

Манифест лишает еврейский народ статуса государствоообразующей нации, оставляя только статус религиозного сообщества. Вспомним, что в Германии в это же время, был создан союз «Немецких граждан, иудейского вероисповедования». Евреи должны становиться патриотами того государства, в котором они живут.

Программа отказывалась от библейского представления о рае и аде, о воскрешении из мертвых. Отвергалось представление еврея о неизбежном возвращении в Сион. Заметим, что Программа принималась еще до создания сиониского движения. Но и после проведения Сионистских конгрессов вплоть до двадцатых годов прошлого века реформизм не поддерживал эту идею.

Таким образом, Питсбургская программа, безусловно, представляла собой идеи радикального крыла реформизма, хотя и содержала все главные этические принципы современного либерализма. В дальнейшем с двадцатых годов XX века под влиянием требований более умеренного крыла восточно-европейских евреев началась некоторая эволюция мышления ее сторонников. Питсбургская программа была заменена утвержденной в 1937 году на конференции раввинов т.н. Коламбусской программой (г. Коламбус, Штат Огайо)

Основным изменениям подверглись принципы рационализма, характерные для XIX века.

Коламбусская программа, а затем решения американской раввинской конференции 1976 года под названием «Перспективы столетия», отменили почти все нововведения классического либерального реформирования иудаизма, изложенные в Питсбургской программе.

Упомянутые раввинские решения вернули либеральный иудаизм к традиционному ритуалу, обязательному кашруту, к ежедневной молитве, постоянному изучению письменной и устной Торы, к повседневному соблюдению Традиции. Однако был сохранен принцип равноправия женщин - совместная молитва в синагоге, вызов для чтения Торы, посвящение их в раввины. Доктриной допускается заключение смешанных браков и признание факта врожденного однополого влечения. В так называемом «прогрессивном» американском иудаизме сохранен принцип признания еврея как по материнской, так и по отцовской линии.

Значительное дополнение было введено в новые программы в отношении Государства Израиль. Питсбургская программа не признавала термина «еврейский народ», она признавала евреев, только как религиозное объединение, не признавала сионистского движения. Уже в двадцатых годах XX века было в корне изменено отношение либерализма к Сионистскому движению, а Коламбусская программа 1937г. призвала своих сторонников всемерно поддерживать стремление еврейского народа к созданию собственного дома – еврейского государства. С тех пор, с двадцатых – тридцатых годов и по сей день либеральный иудаизм прикладывает массу усилий, как в политическом, так и материальном плане по поддержке Израиля в его тяжелейшей борьбе за выживание. В новых программах дается развернутое понимание роли Шоа (холокоста), в еврейской истории.

После массовой эмиграцией евреев в Америку в конце девятнадцатого - начале двадцатого столетий, вызванной усилением антисемитизма в Европе и погромами в России, еврейское население в Новом свете увеличилось в несколько раз и достигло, как упоминалось выше, 2,5 миллионов человек. В скором времени, уже в двадцатых годах прошлого века после успешной адаптации еврейские общины превратились в самые богатые религиозные сообщества страны, а мировой центр еврейской жизни, естественно, переместился в Нью-Йорк.

Роль евреев в современной Америке очень ярко и обосновано показал в своей книге проф. Слезкин. В настоящее время, после адаптации последней волны еврейской эмиграции конца XX века, евреи достигли в Америке поразительных успехов не только в развитии религиозного плюрализма, но и в общественно-политической, коммерческой, научной областях. В таких направлениях, как юриспруденция, медицина, информатика.

Проф. Слезкин приводит очень характерные статистические данные: «Евреи – самая большая религиозная община в Соединенных Штатах…. У них самые высокие семейные доходы - на 72% выше средних по стране. евреи составляют 40% списка богатейших американцев. Даже новые эмигранты из бывшего СССР через несколько лет начинают зарабатывать больше среднего американца. В академической элите доля евреев составляет 56%, а в гуманитарной – 61%, из 20 наиболее влиятельных интеллектуалов, по опросу самих интеллектуалов, 75% - евреи.

Евреи непропорционально высоко представлены в палатах конгресса, они составляют около половины советников депутатов и аппарата президента. «Такое сильное представительство евреев в общественной и религиозной жизни страны не вызывает ощутимого противодействия в обществе, потому что в Соединенных Штатах нет титульной «туземной» нации», - говорит профессор Слезкин; «Потому что все жители США - американцы».

Юрий Слезкин находит объясние этому феномену, в том, что в силу исторических причин, больше тысячи лет подряд евреи занимались по преимуществу торговлей, банковским делом, медициной, астрономией. Можно добавить к этому, что все мужское население с младых ногтей было грамотным, что они умели работать с Книгой. В иешивах среди учеников культивировались ежедневные дискуссии по религиозным вопросам и евреи из поколения в поколение оттачивали свое логическое мышление. Коммерческая и деловая смекалка, знание многих языков и обычаев многих народов, создали специфические качества еврея, которые обеспечили его выживание, а при определенных условиях - необычайный расцвет нации. Примеры тому: СССР (в двадцатых – тридцатых и даже в сороковых годах), США и феноменальный успех Еврейского государства. Кто бы мог подумать, используя устоявшийся в Европе стереотип еврея, что Армия обороны Израиля, станет одной из самых боеспособных армий в мире!

Несколько слов о признании еврея по матери. Меня всегда удивляет позиция либерального Европейского раввинадского суда в отношении этого серьезного для перспективы существования еврейских общин Германии и всей Европы вопроса. Известно, что традиция идентификации еврея по матери, была введена еще во времена писца Эзра в V веке до н.э., когда он заставил разорвать все брачные связи с иноплеменными женщинами,

Это был вынужденный шаг по сохранению Избранного народа и принципа единобожия. Другая причина, по-видимому, была в том, что во время постоянных войн и чужеземных набегов, женщины подвергались насилию и рождение ребенка женщиной еврейкой давало гарантию в том, что младенец хотя бы наполовину является евреем, а женское, в данном случае еврейское влияние и воспитание придаст молодому человеку самоощущение иудея. И третья причина, может быть главная - установившаяся традиция способствовала решению основой задачи - росту населения Иудеи.

В наше время, когда отцовство легко подтверждается биологическими исследованиями, сохранение именно этой традиции представляется мне атавизмом тысячелетней давности.

На мой взгляд, для того чтобы решить вопрос о еврействе, надо определить, кто такие евреи – народ или религиозное сообщество. Если признать евреев, только религиозным сообществом, тогда признание евреем по матери, имеет какой-то, хотя и анахронический, но смысл. В XX веке, как говорилось выше, религиозные евреи отказались от такой самоидентификации, признали себя народом, признали сионизм, признали борьбу за создание собственного дома. Если евреи являются народом, то евреем может быть человек, родившийся в смешанном браке, который признает себя евреем по духу, по менталитету, по наследственным признакам, воспитанию или самовоспитанию.

Если уж либерализм пошел на изменение Традиции в понимании роли женщины, в признании однополых браков, что с религиозной точки зрения, свершено недопустимо, т.к. брак заключается для рождения детей и создания семьи – основы религиозного быта иудея.

Однополый же брак наносит реальный удар по институту семьи, а, следовательно, по существованию религиозного еврейского сообщества. Именно из этих соображений и Тора, и Талмуд запрещают нетрадиционные сексуальные отношения. Чтобы моя позиция в этом щепетильном вопросе была правильно понята, должен пояснить, что я принципиальный противник однополых браков, но не влечений. Последние, как уже упоминалось, подчас не зависят от человека, а являются следствием каких-то гормональных или других врожденных отклонений и с этим общество должно мириться, но брак, а, тем более, усыновление детей в таком браке, с моей точки зрения, совершено недопустимы и аморальны.

Все познается в сравнении. Так вот, если сравнить, уже существующую практику однополых браков с нежеланием европейских либеральных раввинов изменить традиционную идентификацию еврея по матери, то последнее не находит никакого логического объяснения. К сожалению, в документе, выпущенном Союзом либеральных общин Германии - «35 основных положений либерального иудаизма» этот пункт о признании евреем по матери стоит первым, как бы олицетворяя основу религии. Ни Единобожие, ни Тора, ни Избранный народ не стоят на первом плане, а стоит - положение об идентификации еврея. Кстати закона о признании еврея только по матери нет ни в Заповедях, ни в Торе – это чистая традиция.

Либеральный европейский иудаизм и, в частности, немецкий, возрожденный после Шоа все дальше эволюционирует в сторону консерватизма и даже ортодоксии, что наглядно усматривается из упоминавшихся «35 Основных положений», выработанных союзом прогрессивных евреев Германии в 2003г. Полный его текст приводить в лекции нет смысла, он имеется в общине, но отдельные положения требуют, с моей точки зрения, критического осмысления. О первом пункте уже было сказано.

В преамбуле к «Положению» сказано, что либеральные общины должны поддерживать Потсдамский колледж Абрахама Гейгера «в обучении немецкоязычных раввинов, канторов и учителей религии» В «Положении» ни словом не сказано о проведении молитв на языке самих верующих, в нашем случае, на русском языке. Хотя именно это положение имеет принципиальное значение для 80% членов еврейских общин Германии. Но поскольку в «Преамбуле» упомянуто только о немецкоязычных раввинах, нужды большинства членов общины не учтены, и в будущем не будут учитываться. Исходя из демографического состояния общин, через 10 – 15 лет эта проблема будет решена естественным путем, но тогда вряд ли возникнет нужда и в большом количестве немецкоязычных раввинов. Общий смысл «Положения» таков, что под ним вполне могут подписаться раввины не только консервативного направления, но и ортодоксы и даже хасиды. Единственное, что осталось от либерализма, это положение о раввинах женщинах, и общая либеральная риторика.

Современное реформистское движение провозглашает, согласно книге «Этот многоликий иудаизм» раввинов Розенталя и Хомолки:

- Реформистское движение должно постоянно изменяться, чтобы быть современным и актуальным.

- Допускается существование различных представлений о Боге.

- Только этический мицвот, содержащийся в Торе, является Божественным откровением и только они, поэтому обязательны. Ритуальные законы созданы людьми в соответствии с религиозными потребностями своего времени….. Соблюдение мицвот является делом совести каждого…(мицвот – одна из 613 заповедей, служит также для обозначения добрых дел; честь, оказываемая при богослужения в синагоге).

- Молитва, богослужение и язык молитвенника должны быть понятны каждому поколению, должны находить отзвук в душах людей.

Это главные религиозные положения либерального движения. Но, к сожалению, это только пожелания. Как я уже говорил «35 основных положений» полностью перечеркивают названные декларации. Странно, что раввин Хомолка, ведущий либеральный раввин Германии и соавтор упомянутой книги, стал участником составления ее антипода - «35 Основных положений Либерального иудаизма!

 

Значительное смещение идей либерализма вправо в послевоенной Германии в принципе понятно. Те немецкие евреи, которые создали и развили прогрессивный иудаизм, не пережили Шоа, или в свое время эмигрировали в Англию и США. После войны небольшое количество евреев из Польши и Венгрии, всего около тридцати тысяч человек, переживших концлагеря - вновь организовали еврейские общины в Германии, но уже ортодоксального направления.

Как мы знаем, в Венгрии и в особенности в Польше прогрессивные идеи не получили широкого распространения, а те нечеловеческие испытания, которые пришлось им пережить, мягко говоря, не располагали к принципиальным изменениям в устоявшемся мировоззрении. Даже один из столпов немецкого либерализма раввин и философ Лео Бек (1873-1956), переживший холокост, к концу жизни пришел к пониманию уникальности и универсальности иудаизма и Избранного народа, к пониманию необходимости соблюдения Традиции в полном объеме и, вместе с тем, не отказался от своего принципа о том, что в центре современного иудаизме должен стоять Человек и Божественные этические принципы.

 

Консервативный иудаизм

 

Судя по «35 основным положениям» различия между либеральным и консервативным иудаизмом в сегодняшней Германии по существу нет. Оба направления пришли к пониманию необходимости соблюдения Традиции и Законов Торы. Оба направления изменили традиционный подход в отношении роли женщины в религиозном еврейском обществе.

Возможно, существует различие в понимании сущности Бога. Прогрессивное направление допускает существование различных представлений о Боге, консервативное – только то, которое изложено в Торе и Талмуде.

Либеральный иудаизм признает неизменными и Божественными только этические законы, а консервативный – не придерживается столь категоричного утверждения, однако на практике и те и другие придерживаются теперь традиционных подходов к этим вопросах.

 

Ортодоксальный иудаизм

 

В соответствии с учением ортодоксов:

- Бог является сверхъестественным, сверхчеловеческим существом, который творит чудеса, слышит наши молитвы, знает обо всех наших поступках. Он всемогущ, вседобр, вездесущ и всеведущ.

- Тора, как целое, так и каждая ее часть являются словом Бога и явлена народу на горе Синай, и действенна неизменно во все времена. Такое же значение имеет и Талмуд – комментарий к устной Торе, Галаха и мицвот. Неукоснительное следование Традиции обязательны для еврея и могут изменяться только великими мудрецами.

- Молитвы и литургия не должны меняться и вестись на языке Торы

- Еврейские дети должны получать религиозное воспитание.

- Еврейское государство должно быть основано на принципах Торы и Галахи, т.е. быть теократическим.

- Тем не менее, ортодоксы активно участвуют в общественной и политической жизни государства, активно влияют на внутреннюю и внешнюю политику Израиля. Служат в Армии обороны Израиля.

 

Ультраортодоксия – Харедим

 

Мир Харедим! Я думаю, что мало кто знает о нем, даже понаслышке. Я тоже не знал о нем ничего. Но, приступив к изучению материалов для лекции, наткнулся в интернете на статью профессора И. Дацковского «Незнакомый мир харедим». В ней описаны основные правила жизни членов этого направления.

Конечно, харедим неукоснительно исполняют все доступные законы Торы и Талмуда. Цель жизни харедим представляют себе, как непрерывное с детства и до старости изучение Торы по восемь – десять часов в день, выполнение мицвот, и только в этой деятельности находят они основу для самовыражения. Под Торой харедим понимают не только Закон, но и все двадцать томов Талмуда и изучение трудов всех последующих еврейских мудрецов - законоучителей. Для познания столь обширной литературы действительно не хватает всей жизни. При напряженном повседневном труде у не остается времени на получение светского образования и исполнение любой постоянной работы.

Харедим в большинстве своем живут на социальное пособие и пособия для детей, которых у них столько, сколько может произвести семейная пара. Если появляются трудности в покупке самого необходимого, то мужчины в оставшееся от «учебы» время, работают на разных вспомогательных работах или немного торгуют. Многие работают учителями и воспитателями в иешивах, и детских учреждениях. В последнее время, как отмечает проф. Дацковский, среди харедим определилась тенденция к получению образования в Еврейском университете, в основном, в области математики, информатики и оптики.

Жизнь харедим была бы на грани полной нищеты, если бы не было системы взаимопомощи ГМаХ – аббревиатура выражения «воздаяние добрыми делами». Эта очень разветвленная система складов одежды, посуды, мебели; касс взаимопомощи, детских садов, и даже приютов для потерявшихся детей. Все услуги бесплатные или беспроцентные. Широко распространена иная благотворительность.

Харедим признают только теократическое государственное устройство. Поэтому они не признают Израиль, как еврейское государство, а рассматривают его как обычное светское государство, где они временно, до прихода Мессии, проживают. Они, как и полагается еврею со времен Рассеяния, законопослушны, но отказываются от службы в Армии Обороны Израиля и участия в его общественной жизни. «Харедим» самоизолированное, мистическое сообщество людей, живущих в своем духовно насыщенном мире.

Подавляющая часть израильского населения не одобряют такого вида существования, но если вдуматься в это явление, ничего не обычного здесь нет. В христианском мире всегда были и есть монастыри, существующие только на общественные подаяния; государственные театры и музеи, живущие на дотации, фундаментальная наука так же и т.д. Никто не ставит под сомнение полезность для государства этих учреждений, потому что они способствуют сохранению определенных культурных ценностей. Точно такими же соображениями, по-видимому, руководствуется Израильское правительство, поддерживая древнейшие иудейские традиции.

 

Заключение

Религия и Государство Израиль

Многие исследователи задаются сейчас вопросом: при помощи, каких рычагов возможно, в столь критической обстановке, повлиять на процесс консолидации еврейского общества в Израиле и диаспоре, чтобы наиболее эффективно противостоять внешней агрессии?

В этой связи рассматриваются и возможности разных религиозных направлений:

Харедим – ультраортодоксальное течение. Отвергающее в принципе не теократическое Еврейское Государство, отсюда отказ от службы в армии, отказ от получения светского образования, без чего невозможен экономический рост и укрепление обороноспособности государства. Естественно это направление не может стать знаменем противостояния враждебному окружению.

Ортодоксия – направление, строго соблюдающее Традицию. Его приверженцы в тоже время активно участвует в общественной и экономической жизни страны, и как будто бы в состоянии стать тем клеем, который сплотит общество для осуществления единой цели. Но ортодоксы не разделяют большинство принципов демократического государства, они сторонники создания теократического, религиозного государства. Их лидеры, по свидетельству многих авторов, призывают своих сторонников к невыполнению тех решений правительства Израиля или армейского командования, которые, по их мнению, противоречат Традиции. Конечно же, и это направление не может взять на себя ответственность за существование Израиля.

Консервативное и либеральное направления придерживаются основ Традиции, но одобряют принципы светского государства, участвуют в его политической и экономической деятельности. Активно работают по поддержанию имиджа еврейского государства в мире, особенно в США, где составляют абсолютное большинство еврейского населения; активно участвует в сборах средств в пользу Израиля. В США лоббируют интересы Израиля в конгрессе и в аппарате президента. Эти два направления могли бы составить консолидирующее ядро и в Израиле, и в диаспоре, но, к сожалению, не поддерживаются и не признаются ни одним из религиозных ортодоксальных направлений и не имеют, сколько-нибудь серьезного влияния в светской части Израильского общества.

Остается значительная секулярная, не религиозная, часть еврейского общества, также разделенная между собой различной ментальностью, характерной для людей прибывших из разных политических систем, несущих в себе различные национальные особенности, соответствующие местам бывшего проживания. Эти различия выливаются, подчас, в противостояние. Пример, противоречия между сабрами - потомками коренных евреев, а также евреями первой и второй алии и прибывшими в Израиль евреями третьей и четвертой алии. Если сюда прибавить разделение между ашкеназами и сефардами, то мы увидим, что еврейское сообщество является в полной степени плюралистическим. Оно разделено как по религиозному, так и ментально-культурному компоненту, заимствованному из образа жизни в государстве выезда.

Где же выход? Сама по себе такая «разноплеменность» и разнообразие в мировоззрениях обогащает общество и государство, дает определенный толчок в его развитии. Это видим мы по истории США и Канады, но еще в большей степени по самому Государству Израиль, который совершил невиданный культурно-экономический скачек. Евреи, начиная освоение Земли Обетованной с чистого листа, добились того, что Израиль занял сейчас почетное место в первой двадцатке самых развитых стран мира, а в области высоких технологий и боеспособности армии достиг вершин мирового уровня.

Здесь я уже слышу окрик скептиков, дескать: «Израиль ничего не смог бы достичь, если бы, не помощь извне, и, в особенности, из Америки». Да, Израилю, чтобы противостоять враждебному многомиллионному окружению, действительно нужна финансовая помощь, но миллиардную помощь получают многие страны, в том числе и те же арабы. Однако использовать эту, отчасти не бесплатную для страны, помощь с наибольшей эффективностью смог только народ Израиля, несмотря на массу внутренних противоречий, а возможно, и благодаря им.

Несмотря, на кажущееся почти безвыходное международное положение государства, я уверен, что в критический момент евреи сплотятся перед смертельной опасностью и, как это уже не раз бывало, найдут в себе силы для достойного отпора. Оценивая международное положение Израиля, нельзя не сказать о его стратегическом положении – форпоста иудео-христианской цивилизации среди моря ислама. Потеря этого анклава приведет к непосредственной угрозе исламизации Европы.

Угроза иранской, а возможно и пакистанской атомной бомбы, конечно же, представляет колоссальную проблему для Израиля, однако я сомневаюсь в возможности ее применения. Такой удар и полное уничтожение не только евреев, но миллионов арабов и безусловный ответный удар по Ирану в сотни раз мощнее иранского, такое развитие событий представляется мне невозможным.

Заканчивая беседу, я призываю нашу либеральную еврейскую общину найти в себе силы и возможности, а если нужно, то и преодолеть себя, но оказывать нашему Государству в его тяжелые времена моральную, а главное финансовую помощь. Всегда помня о том, что Израиль есть и будет для нас и наших потомков возможно единственной опорой и прибежищем.

 

Использованная литература:

  1. Еврейская энциклопедия (электронная версия)
  2. Гилберт С. Розенталь (США), Вальтер Хомолка (ФРГ) – Этот многоликий иудаизм. Берлин (перевод с немецкого).
  3. Юрий Слезкин – Эра Меркурия - евреи в современном мире. (перевод с английского). Новое литературное обозрение. 2005г.
  4. Профессор И. Дацковсковский «Незнакомый мир харедим». Из Интернета.
  5. Nachum T. Gidal – Die Jden in Deutschland. Kouln, Kounemann, 1997
  6. Пол Джонсон, Популярная история евреев. Вече, Москва, 2001г.(перевод с английского)
  7. Рут Сэмюэльс, По тропам еврейской истории. Библиотека – Алия, 1991
  8. Либеральный иудаизм. 35 основных положений. Издатель: Союз погресивных евреев Германии, Австрии и Швейцарии. 2003

 

А.Тиктинер
Лекция прочитана
31.10.2007