Лекция №19. Сефарды и Ашкиназы в средневековой Европе
Print
Просмотров: 12107
{include_content_item 79}

Как обычно, мы начинаем нашу беседу с краткого повторения прошлого. Седьмой век н.э. Арабские племена во главе с самопровозглашенным пророком Мухаммедом захватили  весь Аравийский полуостров и всю Палестину, включая  Иерусалим. Был создан первый халифат.

Однако, еврейская жизнь в бывшей Вавилонии, а именно в городах Суре и Пумпедитах продолжалась с прежним напряжением. В этих городах издавна существовали иешивы—еврейские университеты, которыми руководили гаоны. Главным начальником всех  евреев первого халифата, включавшего в себя всю Аравию, Междуречье, Египет и северную Африку, был экзиларх. Экзилархи, хотя и назначались гаонами, но обязательно из рода Давидова и, кроме того, утверждались халифами, Экзиларх входил в число высших сановников государства. Первым экзилархом арабского эмирата стал экзиларх Бастулай. Самым знаменитым гаоном был Саади гаон (892-928).

Главные принципы иудаизма по Саади:

- Основные истины иудейского вероучения основаны на фактах и не противоречат разуму

-  Бог сотворил мир не из готовой материи, Он сотворил саму материю.

- Творец мира сего един по существу; при создании мира Он руководствовался определенной целью.

- Венец творения есть человек, которому предоставлена СВОБОДНАЯ  ВОЛЯ.

- Человек волен, выполнять заповеди или нарушать их. Отсюда понятия о добродетели и грехе.

Приведенные мысли из  главного труда Саади «Верования и мнения» говорят о том, что Саади-гаон был, по-видимому, первым иудеем либерального направления.  По своему мировоззрению, по взгляду на человека как на самодостаточную личность, он предвосхитил на пять веков отцов европейского Возрождения.   Кроме труда «Верования и мнение» к его заслугам относятся:  реформа правописания на иврите, перевод на арабский язык Танаха, установление богослужения  на арабском языке, составление Сидура.

В этом месте я хочу обратить  внимание  на удивительную языковую мимикрию присущую еврейскому народу. Не забывая своего древнего Иврита, евреи с удивительной легкостью усваивали разговорный язык народов, среди которых они жили. Разговорными для евреев в разное время и в разных странах были: АРАМЕЙСКИЙ, ГРЕЧЕСКИЙ, АРАБСКИЙ, ЛАДИНО, ФРАНЦУЗСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, ИДИШ, РУССКИЙ.

Теперь перенесемся из арабского востока 9-10 веков в испанские эмираты 12 века и вспомним о  жизни и деятельности величайшего мыслителя средневековья МАЙМОНИДА - Моше Бен Маймон сокращено - РАМБАМ (1135-1204).

Его деятельность оказала определяющее влияние на религиозную еврейскую мысль вплоть до нашего времени.  Рамбам первым составил полный систематизированный кодекс еврейского права, некий краткий Талмуд, под названием МИШНЕ ТОРА, (Второй закон), чем значительно упростилось изучение законов. Мишне Тора  также явилась основой для составления, уже в 16 веке нового усовершенствованного кодекса  законов ШУЛХАН АРУХ.

В своем труде «Наставник Заблудших» Маймонид установил 13 догматов веры. Главные из них: Бог творец и правитель мира. Он, безусловно, един. Бог не имеет телесных свойств и никакого подобия человека. Бог - существо, постигаемое не чувствами, а РАЗУМОМ. Бог вечен и не зависит от времени. Еврей обязан почитать только этого Бога.

Заветной мыслью Маймонида всегда было -  примирить истины Откровения с истинами Разума. Найти равнодействующую между МОИСЕЕМ и АРИСТОТЕЛЕМ.

Основополагающие принципы иудаизма Саади-гаона - Маймонида естественно имеют и основополагающие следствия, подтвержденные опытом и современной наукой. Теория  «Большего Взрыва» и расширяющейся Вселенной Фридмана, формирование небесных тел из первичной материи, зарождение жизни в праокеане на планете Земля, эволюционное превращение  морской фауны в земноводных, затем в птиц, в  млекопитающих и, как венец создания, в Человека Разумного. Приведенная последовательность достаточно хорошо согласуется  с последовательностью изложенной в первой главе Торы Берешит, о шести днях Творения,  если мы примем допущение, что каждый День Творения это Эпоха Творения.

Бестелесность Бога, творящего Вселенную из точки (со сверхплотной массой,  недоступной для понимания современной наукой, см. Г.Гамов, «Теория Большого Взрыва» 1946г.),  с определенной целью, мне представляется в виде некоего «Чистого Разума», творящего МИР по глубинным законам природы; Им же созданным.  Утверждение Торы, что Бог создал Человека по образу и подобию своему, а в другом месте, что Бог не имеет телесных свойств, подтверждает мысль о том, что «подобие» заключено не в телесности, а в РАЗУМНОСТИ человека.

В этом и состоит идея Маймонида примирить истины откровения с истинами разума.

Сегодня в год Эйнштейна уместно вспомнить о его религиозных воззрениях. Хотя эта большая тема заслуживает отдельного разговора, здесь я приведу лишь отдельные цитаты, показывающие почти полное совпадение идей Эйнштейна и Маймонида. Эйнштейн, по-видимому, не читал ни Саади-гаона, ни Маймонида, но их понимание Бога как субстанции, не имеющей телесных свойств, творящей мир с определенной целью из первичной материи, вполне вписывается в формулу Эйнштейна как «Космическое религиозное чувство». Он писал: «Я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования» и далее «…что в наш материалистический век учеными могут быть только ГЛУБОКО РЕЛИГИОЗНЫЕ люди».

Учение Маймонида о роле разума и факта в 13-14 веках получило широкое распространение среди молодежи в Испании и на юге Франции. Эти идеи требовали выхода за рамки Торы и Талмуда. Молодое поколение уже понимало насущную необходимость  изучения  философии и современных естественных наук, наряду с Торой.

Такое, как мы бы сейчас сказали, либеральное направление сильно встревожило ортодоксальных раввинов и вылилось в одно из самых отвратительных явлений в средневековой еврейской истории. Группа раввинов под водительством Соломона из Монпелье на юге Франции объявили отступниками от веры всех изучающих философию,  светские науки и сочинения Маймонида. Разгорелся ожесточенный спор между ортодоксами и либералами, в результате Соломон донес Доминиканским монахам о ереси, возникшей в иудаизме, и потребовал разыскать и сжечь все книги Маймонида. В 1233г. Доминиканцы с удовольствием произвели обыски в домах и синагогах, и торжественно сожгли изъятые книги в центре Монпелье провинция Прованс .Тоже самое было совершено в Париже и в других городах Франции. Но это был исключительный случай.

В целом же в 12-13 веках в Сефардской части Европы (в Испании, Португалии, и в то время в южной части Франции, в Прованс) наблюдался бурный расцвет науки и культуры, как в арабской, так и еврейской частях общества. В Испании появились крупные поэтические школы. Самым выдающемся поэтом был Иегуда Галеви (1086-1142) поэт, философ, врач. Авраам ибн Эзра написал комментарий к Библии, после чего прослыл вольнодумцем. Кроме того, он написал много работ по астрономии, математике, философии и грамматике. Вениамин из Туделы описал свое тринадцатилетнее путешествие по Европе, Ближнему и Среднему востоку.  Наши знания о жизни еврейских общин того времени в этих странах основываются, в основном, на его трудах.

Например, Вениамин так описал выезд экзиларха на еженедельную встречу с халифом Багдада. «Роскошный экипаж экзиларха сопровождала кавалькада всадников кричащая: «Дорогу сыну Давидову!». Все евреи и даже арабы стоя приветствовали экзиларха». Надо сказать, что, несмотря на ряд дискриминационных законов,  арабы, до появления альмохадов, относились к евреям достаточно терпимо, называя их людьми Писания. Евреи, как правило, состояли советниками при Кордовском халифе и даже при Испанском дворе в христианском Толедо. Леон Фейхтвангер прекрасно отобразил этот период еврейской истории в романе «Испанская Баллада», особенно в первой главе.

Здесь уместно несколько слов сказать об Альмохадах или Маврах. Альмохады фанатичное фундаметалистское движение диких Северо-Африканских  арабов.  В 1147г. они захватили Кордовский халифат, практически уничтожив процветающие и арабскую и еврейскую культуры,   потребовали от евреев, как в прочем и от христиан, немедленно перейти в ислам. «Ислам или меч» таков был ультиматум их вождя Абд-эль-Муми. Формальным поводом послужило якобы найденное завещание Мухаммеда, гласящее, что если в течение 500 лет не придет обещанный  Миссия, то все евреи обязаны будут принять ислам. Почти все евреи вынуждены были покинуть южную Испанию, в том числе семья Маймонида. Активная научная и практическая деятельность самого Маймонида началась уже в иммиграции в Каире.

Сефарды и Ашкиназы

В Испанию евреи попали вместе с арабами в 8 веке из Палестины, Междуречья, северной Африки, т.е. со всего востока под  именем Сефардов.  Сфард еврейское название Испании. Они говорят на языке Ладино - наречии средневекового Испанского языка. Ашкиназы  пришли в Европу вместе с римлянами приблизительно в третьем веке. Ашкиназ еврейское название Германии. По этому, всех евреев имеющих восточные корни называют сефардами, а имеющих европейские - ашкиназы.  С религиозной точки зрения между сефардами и ашкенази принципиальной разницы нет, т.к. Тора и Талмуд являются святыми Книгами для тех и других. Больше того именно сефарды, т.е. евреи Палестины и Вавилона со 2 по5 века н.э. создавали Талмуд. Однако между этими крупнейшими частями еврейства существует значительная разница в мировосприятии, в менталитете. К сожалению, это подчас осложняло их взаимоотношения  в средние века, осложняет и в наше время.

Первое свидетельство об европейских  евреях относится 306г., это указ Императора Константина  о строительстве моста через Рейн.

Имеются данные о деятельности евреев в Рейнской области в 6-7 веках в  качестве торговцев, сборщиков  налогов, чеканщиков монеты, врачей.

В правление Карла Великого, короля франков, впоследствии Императора римской империи немецкой нации, евреи-ашкиназы осуществляли торговые связи с востоком, вывозя, в основном, меха и рабов и доставляя в Европу пряности, драгоценные камни,

жемчуг и многое другое. Карл Великий поощрял активную внутреннюю и внешнеторговую деятельность евреев. В его время Ашкиназийские общины процветали

и сильно размножились. Основными центрами культурной и религиозной деятельности

были города: Кельн, Майнц, Вормс, Трир. Приблизительно в это же время еврейские общины Германии перешли на принцип почти полного САМОУПРАВЛЕНИЯ. Общины стали управляться через общее Собрание т.н. Кагалы, которые были признаны как официальные представители евреев перед  государственной администрацией.

К компетенции кагала относилось: сбор налогов, судопроизводство, организация религиозной жизни, обучение детей, обустройство миквы, кладбища, богадельни, организация свадеб для малоимущих, праздников, помощь сиротам и многое другое.

На дворе начало двенадцатого века. Еврейские общины настолько окрепли, что их дальнейшее существование не вызывало опасений. Однако, по призыву папы Урбана II европейское рыцарство, под водительством королей Англии, Франции, Германии и в сопровождении огромного количества всяческих авантюристов, бродяг и прочих пролетариев направились в Святую землю для освобождения Гроба Господня.

Толпы людей, движимые жаждой наживы и обещанием Папы об отпущении всех грехов, наводнили Европу, грабя по пути  все, что попадалось под руку, но главным объектом грабежей и убийств были евреи. Особенно сильно пострадало  германское еврейство в городах Вормсе и Майнце, где практически полностью было вырезано все еврейское население

 

Англия. На церемонию коронации  короля Ричарда Львиное сердце(1187 г.) прибыла большая еврейская делегация с богатыми подарками, это само по себе символизировало солидное общественное положение евреев в Англии. Однако английский архиепископ убедил короля не принимать от евреев «распявших нашего Христа», никаких подарков. Король Ричард I тут же приказал страже вывести из коронационного зала еврейскую делегацию. Этот позорный для евреев жест,   был воспринят толпой как сигнал к погромам, которые не замедлили прокатиться по всей Англии.

Мне кажется,  нет смысла подробно описывать все ужасы массовых убийств, издевательств, унижений, которым подвергались евреи во времена всех крестовых походов на  протяжении почти двухсот лет (с 1096 по 1276г.), особенно жесткие притеснения были после призыва папы Иннокентия III  к созданию невыносимых условий  жизни для  евреев по всей западной Европе. Например, на основании доноса некого  Николая Донина выкреста и доминиканского монаха, о том, что Талмуд содержит много вредных мнений и обидных выражений, в  Париже произвели публично «аутодафе» над Талмудом.

Кроме того, что крестовые походы принесли евреям неисчислимые физические потери; они, Крестовые походы, подорвали экономические основы существования еврейских общин. Приблизительно с 8 по 12 век евреи, используя свои обширные связи на Ближнем и Среднем Востоке, практически полностью монополизировали внешнюю торговлю Европы. Однако создание крестоносцами в Палестине в 12-13 веках собственных государств, возведение множества крепостей, а так же постройка портов обеспечило надежную торговую инфраструктуру купцам-христианам. В течение короткого времени христиане почти полностью вытеснили евреев из очень выгодного европейского внешнеторгового оборота, а это, в свою очередь, привело к обнищанию общин. Ведь согласно  традиции богатые евреи всегда  делали щедрые взносы для поддержания жизнедеятельности общин. А поскольку евреи не имели права заниматься сельским хозяйством, их не принимали в ремесленные гильдии. Единственными областями их деятельности остались мелочная торговля в разнос и ростовщительство,  которое развилось, в последствии, в банковское дело.

Нищенское существование, постоянные притеснения и погромы, вылилось в итоге, в полное изгнание евреев из Англии (1290г.), затем из Франции (1306г). Идеологической основой массовых преследований было  непризнание евреями Иисуса Христа  Миссией и Сыном Божьим, поэтому Бог Отец якобы отказался от евреев как от избранного народа и обрек его на вечное страдание и нищету. В этой связи необходимо сказать несколько слов о диспутах организованных в Испании и Франции Доминиканским  орденом и инквизицией.  Целью диспутов было публичное доказательство несостоятельности еврейской теологии не только в отношении Христа  и в других принципиальных вопросах, но и доказать, как я уже упоминал ранее, что Талмуд своими некоторыми комментариями направлен против христианства. Наиболее характерным был диспут, организованный в Барселоне в 1263г. королем Арагона Яковым I. На диспут была приглашена вся знать. Со  стороны  христиан в диспуте участвовали доминиканские монахи от иудеев раввин Нахманид (Рамбан).

На обсуждение были поставлены три вопроса:

Явился ли Миссия или еще должен явиться?

Есть ли Миссия Бог или человек?

Чья вера правая.

Нахманид, руководитель еврейской общины Барселоны, известный законоучитель и знаток Талмуда, бывший советник короля Георга I.  Современники характеризуют Нахманида как представительного, выдержанного, прекрасно говорящего на испанском и французском языках человека, легко находящего веские аргументы при отстаивании своего мнения

После окончания диспута, который длился четыре дня, последовало много комментариев. Христианские теологи естественно утверждали, что в этой дискуссии победу одержали христиане, евреи придерживались противоположного мнения.

Итог подвел король Георг I, он сказал: « Я еще никогда не слышал столь убедительных доказательств не правого дела». Несмотря на то, что перед началом дискуссии рабби Нахманид поставил условие, что он будет говорить свободно и что в дальнейшем не последует никаких репрессий  со стороны Папской инквизиции и  Доминиканского ордена. Однако король Георг под давлением монахов все-таки выслал его из страны. Нахманид поехал в Палестину,  которая в то время  была разорена войнами между мусульманами и крестоносцами. Иерусалим также лежал в развалинах.  Еврейские селения пребывали в нищете и запустении. В этих тяжелейших условиях Рамбану удалось все же собрать вокруг себя кружек учеников, но дни его были уже сочтены. Нахманид умер на Святой земле в Хайфе в 1270г.

Диспуты в Испании и Франции проводились  еще на  протяжении  почти двухсот лет, однако все они практически уже были не диспуты, а шоу-процессы  по обличению евреев во всех смертных грехах и  в том, что они  отвергнуты Господом за  грехи и осуждены на вечное скитание. Опровергая подобные измышления один раввин того времени писал, что евреи вовсе не отвергнуты Всевышним, потому что, когда евреев изгоняют одни бароны или короли, то их принимают другие владетельные князья. И именно это свидетельствует о Его покровительстве Избранному народу до времен Пришествия Миссии, когда прекратятся  войны, а Избранный народ возвратится на Святую землю.

К этому же времени относится легенда о « Вечном Жиде».  История про еврея, который якобы ударил Христа во время  распятья, а потому был осужден бродить по миру до Второго Пришествия. Еврея-разнощика, грязного, в лохмотьях, старого, бородатого, предвестника несчастий.

Итак,  на рубеже тысячелетий с 9 по12 века в арабской части Испании наблюдался расцвет еврейской религиозной, культурной, научной мысли, развивалась международная торговля, евреи активно участвовали в общественной жизни страны.  В это же время положение евреев Германии, Франции и Англии постоянно ухудшалось. Тем ни менее религиозная мысль развивалась и в этих странах. Наиболее  выдающимся ученым-талмудистом был раббену Гершом  из Майнца (960-1028). Он создал раввинадскую школу,  откуда образованные раввины разъезжались по всем общинам.  Благодаря этому Гершом и его школа приобрели известность и большой  авторитет у евреев всей ашкиназийской Европы. Наибольшую известность получили постановления Гершома о запрете полигамии (многоженства). В действительности ашкиназы, в противоположность сефардами, давно уже отказались от многоженства, но это еще не было узаконено. На протяжении веков развод по Галахе разрешался только с согласия мужа. Однако раббен Гершом своим постановлением ввел новый порядок бракоразводного процесса, в котором жена получала равные права с мужем, в том числе и право согласия на развод.

Рассказывая, об интеллектуальной  жизни евреев средневековой Европы мы, естественно, должны упомянуть о наиболее ярком ее представителе Рабби Раши  (полное имя,  Шломо бен Ицхак). Рабби Раши (1040-1105г), был родом из г.Труа (Франция), где прожил  большую часть своей жизни, однако глубокое еврейское образование получил в йешиве Майнца, созданной еще Рабби Гершоном. Раши прославился своими   искусными комментариями к Талмуду, которыми пользуются до сего дня, на протяжении уже 900 лет. Кроме собственных трудов, Раши создал целую школу своих последователей т.н. тосафистов, «Тосафат» в буквальном переводе «добавления», поскольку они на протяжении многих лет постоянно добавляли  комментарии Раши.

Уже упоминалось, что в результате крестовых походов еврейские общины обнищали и пришли в значительной степени к интеллектуальному упадку. Рабби Раши, его сын Раббейну Там (1100-1171г.), это отдельные яркие звезды на общем сером фоне изнурительной борьбы за физическое выживание.  Второе тысячелетие началось для евреев с нескончаемых наветов и поклепов, обвинений в ритуальных убийствах, время  многочисленных погромов. Все это приобрело столь массовый размах, что Папа Иннокентий IV вынужден был выпустил специальную буллу(1247г.), в защиту евреев, в которой все вещи назвал своими именами и приказал епископам строго наказывать погромщиков и клеветников. Вот только одна фраза из этой буллы, характеризующая жизнь и быт евреев в Германии того времени: «Участь евреев под властью таких князей, становится, таким образом, еще  ужасней, чем их предков в Египте под властью фараонов». Но преследования и давление все равно не ослабевало.

В середине 14 века Европу поразила эпидемия чумы - «черная смерть». За четыре года с 1347 по 1350г.г. вымерло больше  половины ее населения. Вымирали целые  города и селения. Ужас охватил население всех стран. Кто-то пустил слух, что во всем виноваты евреи, это они составили заговор против христиан, отравляют колодцы и делают многое другое, что бы полностью их уничтожить. Дело сделано, причина раскрыта, враг найден. Начались  еврейские погромы невиданной до селе силы и жестокости. Напрасно Папа Клемент VI обращаясь ко всем христианам доказывал абсурдность обвинений, что евреи тоже вымирают целыми общинами, что чума свирепствует и в тех районах, где вовсе нет евреев. Напрасны были увещевания епископов и князей.

 

Однако, несмотря на бесчинства, еврейские общины выстояли, но дошли до полного оскудения. Началось постепенное переселение на восток Европы.

Инквизиция.

Впервые инквизиция была создана в начале 12 века Римским Папой Иннокентием III в Южной Франции, как тайный церковный суд над еретиками, ведьмами, маранами. К слову сказать, «мараны»  уничижительная кличка еврея перешедшего в ислам, но тайно исповедующего иудаизм. Оно  происходит от испанского названия свиньи, и звучит для уха сефарда как «жид» для ашкиназа; мне кажется, что лучше применять слово «конверсос». Одновременно с инквизицией был создан Доминиканский орден, который  являлся как бы следственным и исполнительным органом инквизиции и оплотом антисемитизма. Кроме того, папа Иннокентий III на церковном Соборе в 1215г. первые ввел, наряду с прочими притеснительными установлениями, унизительнейшее правило обязательного ношения «еврейского знака».

Вторая инквизиция, еще более жестокая, была создана в Испании в 1481г. в Севилье под  руководством печально известного настоятеля Доминиканского монастыря Томаса де Торквемада, она  за первые восемь лет сожгла на костре около 2000 человек, большей частью конверсос. В целом за все время своего существования, до конца 17 века, обе инквизиции вынесли 341000 приговоров, в том числе более 32000 человек было сожжено живьем. Жестокость и несправедливость были настолько очевидны, что Папа Сикст IV потребовал от королей Испании Изабеллы и Фердинанда, чтобы за Папой было оставлено  право рассматривать апелляции, а сам процесс проходил в соответствии с уже признанным, в то время, Римским Правом (открытый процесс, не тайные свидетели и т.д.). Испанские владыки отклонили эти требования, утверждая, что они действуют в защиту Христа и Святой католической церкви. (Пресловутый принцип – цель оправдывает средства).

Вспоминая недалекое наше прошлое: процессы-шоу 1936-39г.г., «дело врачей», «безродных космополитов» и многое другое, невольно приходят на память слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме (т.е. царя Соломона)  «Что  было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Книга Екклесиаста, 1:9 .Конечно Екклесиаст не имел в виду неизменность материального мира, но постоянство человеческой природы, взаимоотношений между людьми их страсти и пристрастия, любовь и ненависть, предрассудки по отношению к отдельному человеку, к группе людей, к народам и к целым государствам.

И действительно, сейчас, согласно опросам европейского общественного мнения, наблюдается рост неприязни к евреям и к Израилю в особенности. Мне кажется, что в случае резкого ухудшения  экономического положения в Европе, обострения противостояния христианского и исламского миров, Европа, а при определенных условиях и Америка, могут пойти на «Мюнхенский» компромисс уже с исламом, пожертвовав Израилем. Это, безусловно, приведет к повторению Холокоста, а евреи вновь будут вспоминать великие слова Екклесиаста. Но это уже другая тема.

Захват южной, арабской части Испании маврами,  разгром еврейских общин, а в дальнейшем  действие инквизиции и государственной власти в северной, христианской ее части, значительно стеснили научную и культурную жизнь еврейских общин Испании.

После объединения в 1479г. Кастилии и Арагона под единой властью королей Изабеллы и Фердинанда, а так же создания второй инквизиции, притеснение евреев ужесточилось и закончилось  в 1492г. полным изгнанием 200 тысячной, некогда процветающей,  испанской диаспоры.

Этим трагическим событием заканчивается в еврейском понимании Средневековье. Наступило Новое Время. Миграция ашкиназов в восточную Европу, сефардов по Европе, Африке и передней Азии тема  следующей беседы.

 

Использованная литература:

  1. Тора.
  2. С.М. Дубнов. Краткая история евреев.
  3. Пол Джонсон. Популярная история евреев. Пер. с английского
  4. Рут Сэмюэлс. По тропам еврейской истории. Пер. с английского
  5. А. Азимов. Ближний восток.
  6. N. T. Gidal. Die Juden in Deutschland.
  7. А. Эйнштейн. Религия и наука.
  8. Л. Фейхтвангер. Испанская баллада.
  9. Dtv - Atlas Weltgeschichte

А. Тиктинер.
2005 г.