{include_content_item 79}
Прежде, чем начать рассказ о Гаскале, очень интересном явлении в жизни европейского еврейства XVIII-XIX веков, мне бы хотелось в нескольких словах осветить аналогичные явления, происходящие в других мировых религиях: христианстве и исламе.
Христианство
В Европе «темное» время и ранее средневековье было полностью посвящено борьбе с нашествием племен с Востока и Севера. Готы, вандалы, бургунды, гунны, мадьяры, славяне, булгары – период великого переселения народов. Это было время формирования новых национальностей, создания новых государств и империй. Время интеграции варварских народов в галло-кельтско-франконскую культуру (империя Каролингов), но главное, в это время произошло приобщение язычников к Христианскому вероучению. К концу средневековья, к началу нового времени Европа почти полностью сформировалась в сегодняшних политических контурах. Время всевластия религии стало давать трещины. Великие географические открытия в корне изменили представление европейцев об окружающем мире, научные открытия, развитие искусств, появление альтернативных христианских учений все это под названием "Ренессанс" вошло в культурный повседневный оборот элиты европейского общества. В XVII-XVIII веках наука и искусство в Христианских странах, в какой-то степени освободились от догматического давления церкви, ее инквизиции. Началось мощное движение в познании вселенной и, это особенно важно, в познании самого человека, определения его места как центральной фигуры во всей системе ценностей окружающего мира. Именно поэтому они названы историей "Веком Просвещения" Начало этому движению положили Вольтер, Дидро, Руссо и энциклопедисты. Ислам
Расцвет культуры и науки в арабском мире пришелся на X-XII века. В одном из номеров "Еврейской газеты" за 2006 год помещена статья-критика из американского журнала на выход нового варианта Арабской энциклопедии. Автор подробно рассказывает о великих открытиях в математике, геометрии, астрономии, медицине, искусстве каллиграфии, литературе, переводах на арабский язык великих греков и римлян, благодаря чему наши знания о древнем мире расширились и приобрели определенную систему, и еще многое, что определяющем образом повлияло на развитие цивилизации в мире. Но, добавляет автор, все эти заслуги арабского мира заканчиваются XII веком. Лермонтов абсолютно точно, как и подобает истинному поэту, сформулировал состояние Востока его времени: "…род людской там спит глубоко уж девятый век". Имеется много причин исчезновения светской культуры арабского мира: здесь и расслабление в неге восточного сибаритства его лидеров. Как следствие, потеря потребности в динамичном развитии. Сильное давление со стороны диких ортодоксальных мусульманских племен типа Альмохадов или мавров. Поражения от менее развитых, но более агрессивных крестоносцев. Деморализация государственного управления в течение 150 лет от террористической деятельности так называемого "братства Старца", о чем шла речь в предыдущих беседах. Нашествие монголов в начале XIII века. Испанская Реконквиста. Все это заставило некогда процветающий арабский мир отгородиться от остального мира, возненавидеть любое инакомыслие, углубиться в мистику и "заснуть" по меньшей мере, на семь веков. Только после первой мировой войны, и в особенности, после второй войны XX в., когда на Ближнем востоке были созданы независимые государства, а мировая потребность в нефти стала расти от года к году в геометрической прогрессии, арабский мир стал пробуждаться. Находясь в жестких тисках ислама, менталитет араба, его сознание, и сейчас все еще отвечает потребностям XIII-XIV веков, сохранив резкое неприятие любых религиозных и государственных формирований, не совпадающих с догматами ислама. Когда наступит новый период эпохи просвещения в исламских странах, сказать не может никто, но он наступит обязательно, так как является единственным условием развития нации и цивилизации, и арабского мира в том числе. Конечно, возможно прогнозирование совсем иного развития событий, но это уже иная тема. Иудаизм
Иудаизм зиждется на двух главных догматах: Всевышний един и единственный создатель всего сущего во вселенной, причем Он создал все не из материи, Он создал саму Материю (Саади-гаон VIII в.). И второе, Создатель избрал еврейский народ, для того, что бы сохранять Его заповеди и распространять этические законы Торы среди других народов. Эта строго монотеистическая религия по существу своему интровертная, она развилась в среде малого народа, вся деятельность которого, была направлена на сохранение своего народа и постоянное совершенствование монотеизма. Благодаря целому ряду причин, где глубокая религиозность всего народа играет, по-видимому, главную роль. Еврейскому народу действительно удалось совершить чудо. Несмотря на тысячелетия угнетений, ненависти и прямого уничтожения не только сохранить свою идентичность, но возродить свой древний, уже "умерший" язык и собственное Государство. Еще до разрушения Храма, многие евреи осели среди других народов: в Египте, в Вавилоне, в Риме и даже по берегам Рейна, но основное рассеяние произошло после разгрома восстания Бар Кохбы, в III веке н.э. Живя среди чужих народов, евреи естественно перенимали обычаи и язык этих народов, полностью оставаясь в духовных границах своей религии. X-XII веках во времена пышного расцвета арабского просвещения среди азиатских евреев расцвела и еврейская культура, о чем мы подробно говорили в предыдущих беседах. В христианских же странах Европы, во времена Возрождения и европейского просвещения в еврейской диаспоре этот процесс задержался в силу того, что евреи в этот период, подвергались особенно сильной дискриминации. Жизнь в гетто, лишение права на занятие большинством профессий, заставило евреев замкнуться еще больше, углубиться в мистику, в изучение Кабалы и, что очень важно, в иудейское самообразование. Интеллектуальная еврейская жизнь никогда не затухала, она лишь была направлена на развитие талмудической науки. Возможно даже, что постоянные споры и талмудические комментарии носили схоластический характер, но тысячелетняя история этого процесса выковала в еврейском народе навыки логического мышления, умение вести диалог или дискуссию, навыки работы с книгой, а сплошная грамотность в течение многих веков создавала огромный резерв потенциальных интеллектуалов. Эта внутренняя мощь народа не находила выхода во внешнюю среду по указанным выше причинам. Однако, как только европейское общество созрело до понимания необходимости каким-то образом решить еврейскую проблему, сжатая пружина интеллектуального еврейского потенциала распрямилась и выплеснула, как бы в одночасье, выдающихся деятелей почти во всех направлениях культуры, науки, в области экономики, финансов и политики. Если в начале XVIII века все слои европейского общества отрицательно и с пренебрежением относилось к евреям, главным образом по незнанию ни их культуры, ни их религии, из-за необычной старомодной и ветхой одежды и вообще чуждого образа жизни и поведения, то во второй половине века под влиянием идей европейского просвещения, отношение враждебности постепенно стало изменяться в сторону снисхождения и покровительства. Эти течения вражды и сочувствия существовали одновременно довольно долго, впрочем, существуют и в наше время. Вольтер, Дидро почти все энциклопедисты, Фридрих II и Екатерина II, можно назвать еще множество имен, относились к первому течению, но появились другие великие деятели Просвещения, оказывающие сильное влияние на общественное мнение и не только своего времени. Прежде всего, это Ж.-Ж Руссо, идейный вдохновитель Французской Революции, Лессинг философ и драматург, Великий Гете и т.д. Для подтверждения сказанного приведу три характерные, на мой взгляд, цитаты: Вольтер писал в своем "Философском словаре (1764г.): "Абсурдны попытки современного европейского общества заимствовать свои фундаментальные законы и верования у евреев…Это абсолютно невежественная нация, которая в течение долгих лет соединяла презренную скаредность и отвратительные предрассудки с неистовой ненавистью со стороны всех наций". И, снисходительно, добавляет "гуманист" Вольтер, "все-таки не стоит их сжигать на костре". Ж.- Ж. Руссо "Эмиль" 1762г. "Мы не узнаем внутренних мотивов евреев до того дня, когда у них будет свое свободное государство, свои школы и университеты, где они смогут говорить и спорить без опасений. Тогда и только тогда мы узнаем, что они действительно могут сказать миру". Пророческие слова. Гёте (1749-1832), из дневников: "И всё же евреи оставались избранным народом Божьим и, невзирая ни на что, жили среди нас олицетворённым напоминанием о древнейших временах". Здесь мы ощущаем негативное, позитивное и как бы нейтрально-снисходительное, отношение к еврейству, которое, по-видимому, отражает действительное положение вещей в Европейском Обществе XVIII-XIX веков. В тоже время в еврейской среде настал период, когда сама жизнь заставила евреев пересмотреть приоритеты, оглянуться и увидеть, что окружающий мир не соответствует библейским представлениям. Создалась кризисная ситуация. Как обычно кризис порождает обновление. И в нашем случае еврейское сообщество выделило из своей среды ряд выдающихся личностей способных понять изменившийся мир и найти адекватное решение. "Гаскала" - Еврейское просвещение, реакция на кризис и верный путь к выходу из тисков гетто и мистицизма. У истоков этого процесса стоял Мозес Мендельсон (1729-1786), дед знаменитого композитора Мендельсона-Бартольди. Мозес получил хорошее религиозное образование, но зарабатывал на жизнь торговлей. Еще в молодости Мендельсон увлекся светским образованием, в чем достиг больших успехов, хорошо знал латынь - язык философов и всей науки того времени. Но писал на иврите или на прекрасном, как отмечают современники, немецком языке. Кредо Мендельсона: "Пусть будет общая культура (с христианами), но еврей должен оставаться евреем". Он был полностью согласен с принципами великого мыслителя XII века Маймонида, что культура и наука не противоречат религиозным устоям. Применяя современную терминологию, Мендельсон был сторонник интеграции евреев в европейскую культуру, но был принципиальным противником ассимиляции. Мендельсон считал, что в противовес государству - аппарату насилия, церковь и синагога должна строиться исключительно на прицепах добровольности. Он верил в то, что когда-нибудь, восторжествует разум и человечество покончит с дискриминацией евреев, но призывал евреев так же покончить с практикой ограничения свободы мысли и свободы воли человека во внутриобщинной жизни. В образе Натана-мудрого Лессинг, вывел Мозеса Мендельсона, в знаменитой одноименной пьесе, которая до сих пор ставится во многих театрах. Время неумолимо двигалось вперед. Наступил 1789г. – год победы Великой Французской революции. После длительных и острых дебатов в Конвенте под лозунгом "Евреям как личностям все, как нации ничего" - евреи получают все права гражданства. Затем, уже в Наполеоновские времена, по мере расширения завоеваний евреи получают гражданские права во всех государствах сателлитах созданных Наполеоном: в Италии и на территории немецкоязычных королевств и княжеств Первого Рейха. Здесь я насколько отвлекусь от темы, что бы в двух словах рассказать историю образования немецких империй. Первый Рейх был создан королем, а затем императором Оттоном I в 961г. под названием "Римская империя" (отражает стремление немцев воссоздать старый Рим); затем "Священная империя", затем "Священная Римская империя" . Позже, когда немцы окончательно отказались от притязаний на Италию, в XVI в., она стала называться "Священной Римской империей немецкой нации". В XIV веке в Период расцвета, империя Габсбургов включала в себя огромную территорию: на востоке граница проходила по Одеру, на севере от Ростока и Любека, далее вся Голландия, Бельгия, далее Люксембург, Эльзас, Лотарингия, Швейцария, Марсель, Северная Италия до Флоренции, Бавария, Австрия и Чехия. Только в XIX веке, после наполеоновских войн империя прекратила свое существование. Второй Рейх, был создан Бисмарком в 1871 г. после разгрома Франции, а король Пруссии Вильгельм I Гогенцоллерн в Версале (резиденции французских королей), провозглашен императором. Второй Reich просуществовал до 1918 г., до провозглашения Веймарской республики. Третий Рейх был провозглашен Гитлером и просуществовал всего 10 лет. Демократическая ФРГ, созданная в 1949 г. за 60 лет мирным путем, заслужив уважение всего мира, смогла добиться всех целей предыдущих империй. В результате мощной экономической экспансии ФРГ овладела колоссальными внешними рынками сбыта, став чемпионом мира по объему экспорта. Таковы отдаленные результаты для Германии победы идей Европейского просвещения. Итак, Мозес Мендельсон стал духовным отцом Гаскалы, но программу еврейского просвещения, ее практическое применение впервые сформулировал поэт, филолог Н.Г. Вайзель (Вессели) (1725-1805), в своем послании австрийским евреям - "Слова мира и правды", написанном в поддержку указа императора Иосифа II "О терпимости" (1782г). Этим указом евреи Австрии получили почти все гражданские права, но на них возлагались и гражданские обязанности, например, воинская повинность, обязательное изучение в школах государственного языка и светских наук. Вессели полагал, что основа просвещения состоит в овладении евреями помимо науки Иудаизма и общечеловеческими знаниями, т.е. светскими науками. "Тот, кто овладел Учением и Законом положенные Богом, не владея при этом "человеческими" знаниями служат обузой человечеству", - писал Вессели. Он предлагал соответствующим образом изменить программы еврейских школ. Открыть школы с обучением, как выражался Вессели, "производительным" наукам и ремеслам, изучать государственный язык, носить общепринятый вид одежды, принять европейский этикет, и, таким образом, полностью интегрироваться в стране проживания, оставаясь при этом евреем. Маскилим, на иврите - разум, т.е. интеллигент, просветитель. Так называли себя деятели еврейского просвещения. Они считали изучение светских наук не дополнением к духовному образованию, но материальной основой для существования еврея. Я назвал только двух основателей идеи еврейского просвещения. Но Гаскала это было широкое культурологическое движение еврейских интеллектуалов, распространившееся по всей западной Европе и в России. Германия, Франция, Англия, Италия, и, конечно, Австрия, откуда, после указа "О терпимости", собственно говоря, и началось это движение. Движение за разрушение стен гетто, в том числе и в головах самих евреев, за их равноправное и достойное существование, за участие евреев в культурной, хозяйственной и общественной жизни стран, где они жили. По мнению «маскилим», евреи должны не только проживать в стране, но быть ее лояльными и патриотичными гражданами. Активисты движения не ограничивалось только лозунгам и теоретическими разработками, они создавали еврейские школы, где основное внимание уделялось общеобразовательным дисциплинам: государственному языку, арифметике, географии, истории, в том числе истории еврейского народа, а затем изучение Торы и всей Библии. Талмуд не изучали вовсе. Обучение велось на языке страны, а религиозные предметы на иврите. Впервые такая бесплатная школа (Freischule), для детей из бедных семей, была открыта в Берлине в 1788г. Вслед за Берлином такие школы были созданы во Франкфурте на Майне, в Дессау и еще во многих городах Германии и Западной Европы. Кроме начальных школ создавались учительские семинарии. Некоторые учителя стали составлять пособия по еврейской истории, из них в последствии выросла целая наука - «история еврейского народа». Первым автором был Левинзон, издавший свои лекции по истории евреев (Прага, 1819г.). Но первым капитальным историческим трудом была созданная в 1853-75г. Г. Гретцем (1817-1891) одиннадцати томная "История евреев с древнейших веков до настоящего времени". В течение XIX и XX веков еврейская историография развилась в обширную ветвь всеобщей истории, в разработке которой, работали и сегодня работают сотни авторов евреев и неевреев, придерживающихся разных взглядов и направлений. Наиболее авторитетным трудом по еврейской истории, и сегодня, по мнению "Каткой еврейской энциклопедии", является труд С. М. Дубнова (1860-1941) "Всемирная история еврейского народа" в 11 томах. Первое издание в переводе на немецкий язык вышло 1925-29г.г. в Берлине. Кроме "Истории" Симон Дубнов написал большое исследование по Хасидизму, был создателем и редактором "толстого" журнала "Еврейская старина". Он писал в основном на русском языке, но и на немецком, и на английском, и на иврите, и на идише. Это был типичный деятель еврейского просвещения, Дубнов не разделял идеи сионизма, но был сторонником так называемого «автономизма», то есть создания для евреев, во всяком случае, в России, автономного района. Последние годы он жил Риге. Симон Меерович Дубнов был расстрелян в Рижском гетто в 1941г. в возрасте 81 года. В это же время в конце XIX начале XX веков маскилим, ощущая ограниченные образовательные возможности созданных ими начальных и даже средних школ в изучении современных наук, стали издавать специальные пособия. В них в популярной и увлекательной форме излагали они смысл сложных научных открытий и теорий, рассказывали о развитии новых идей в философии, музыке или литературе. Другим побудительным стимулом было желание развить у молодых людей интерес к новым знаниям об окружающем мире. Этими трудами они положили начало развитию целого литературного направления "Научно-популярная литература", получившие самое широкое распространение в мире. В 30-40 годах прошлого века мое поколение увлекалось и воспитывались на книгах замечательного популяризатора науки Пелермана, талантливого продолжателя традиций Просвещения. Маскилим помимо чисто образовательных и воспитательных задач, ставили перед собой задачу реформирования самого иудаизма и, естественно, пришли в противоречие с ортодоксальным мышлением раввинистического и хасидского направлений иудаизма. Подавляющее число раввинов, особенно в восточной части Европы, резко отрицательно относилось к самой идеи Просвещения. Они были убеждены, что изучение светских наук отвлекает еврея от его главной жизненной задачи – изучения Торы и Традиции, что рационалистический подход не совместим с духовно-мистичесской сущностью иудаизма. Этот спор о совместимости науки и религии родился еще во времена Саади-гаона, продолжался во времена Маймонида, является актуальным и в наше время, но оказался неразрешимой задачей лишь для ультра ортодоксальной ветви в Иудаизме. Один из ортодоксальных раввинов так выразил свою точку зрения на проблему: "Не религию надо приспосабливать к жизни, а жизнь к религии". Исключением в подходе к роли рационального в иудаизме составляла Италия, где евреи издавна изучили в знаменитом Падуевском университете медицину, юриспруденцию, и разные точные науки. Религиозные деятели этому не препятствовали. Маскилим придерживались разных мнений на реформирование иудаизма от крайних, то есть полного отказа от Талмуда, как книги, не носящей Божественного начала, до легкого изменения тех моментов в литургии и обряде, которые вызывали отрицательные эмоции местного населения страны проживания. Тем ни менее, жизнь и время требовали значительных изменений и в учении и в традиции. Например, строжайшее соблюдение субботних запретов, препятствовало участию евреев в производственной деятельности, жить в местности, удаленной от синагоги, было вообще немыслимо было из-за невозможности соблюдения законов кашрута, немыслимо было выполнять и многие другие из 613 законов Торы, не говоря уже о законах Талмуда. Начиная с первой половины XIX века, в Германии начали вырабатываться конкретные направления в реформировании и либерализации иудаизма, приспосабливании литургии и ритуальных законов к новым условиям жизни. Появилась идея создания так называемого «либерального» иудаизма. Идейным вождем этого движения стал Бреславский раввин Авраам Гейгер (1810-1874г.). В наше время эта ветвь иудаизма получила огромное развитие, особенно в С.Ш.А., В Германии либеральный иудаизм превратился в ХХ веке (до нацизма) в одно из основных религиозны направлений. После Второй мировой войны в результате длительной бюрократической борьбы в январе 2006 года, наконец-то, либеральный иудаизм получил официальное признание Центрального совета евреев ФРГ. Разговор о различных течениях в иудаизме большой и сложный, я надеюсь, одну из следующих наших бесед посвятись этому вопросу. Движение еврейского просвещения с каждым годом все больше распространялось по Европе. Оно раздвинуло рамки приложения сил евреев в разных областях. От экономики, науки, искусства до промышленности, сельского хозяйства и ремесленничества. Кроме реформирования религиозных законов и распространения общечеловеческих знаний, маскилим уделяли большое внимание реформированию древнееврейского языка для создания возможности его широкого употребления в литературе и исторической науке. Рассказ о выдающихся евреях XIX века, детей еврейского просвещения, потребовал бы нескольких лекций, однако о некоторых «знаковых» фигурах, оказавших значительное влияние на ход истории, рассказать необходимо. Прежде всего, это Карл Маркс, выходец из вековой династии раввинов. Отец Карла был адвокатом, очень амбициозным человеком и только после крещения всей семьи в1806г., он смог занять престижную должность председателя палаты адвокатов в Трире. Здесь не место для разбора трудов Маркса и его мировоззрения, но одно ясно, что марксизм оказал на развитие истории XX века определяющее влияние. Братья Ротшильды впервые создали международную банковскую систему, полностью перешли на безналичную систему расчетов, чем обезопасили себя от потери состояния при погромах 1819 и 1849 годов. Они впервые поняли роль максимально быстрой передачи информации. Так Натан Ротшильд, Лондонский банкир, первым, на сутки раньше правительства, узнал о победе при Ватерлоо, чем удвоил свое состояние на Лондонской бирже. Ротшильды владели собственной почтовой связью вплоть до голубиной почты. Они Кредитовали многие правительства Европы, в том числе и русского царя. Но после волны погромов восьмидесятых годов позапрошлого века Ротшильды разорвали все связи с царским правительством, несмотря на то, что понесли значительные убытки. Пауль Рейтер (1816-1899г.) отказался от банковского дела своего деда в Геттингене и основал самое оперативное и надежное, крупнейшее в мире агентство новостей "Рейтер" Бенджамин Дизраэли (1804-1881) - один из самых успешных премьер-министров Британии, крупный английский писатель, основатель современной партии "Тори". Несмотря на крещение, Дизраэли постоянно способствовал установлению в Англии реального равноправия для евреев, а также их иммиграции в Эрец-Израиль. Свое политическое кредо Дизраэли выразил афоризмом: "Здоровая консервативная политика – это консервативные люди и либеральные средства". Именно этих критериев в наше время придерживалась «тори» Маргарет Тэтчер, и даже социалист Тони Блэр. Сер Мозес Монтефиоре (1784-1885). Финансист, официальный представитель британских евреев в парламенте, друг королевы Виктории. Считается, что юдофильство королевы происходило под влиянием Монтефиоре. Всю жизнь Монтефиоре посвятил делу защиты евреев по всему миру. Он встречался Николаем I, но безуспешно. Монтефиоре добился указа Турецкого султана о запрещении возбуждать дела против евреев в связи с так называемыми «ритуальными» убийствами, невозможность которых таким образом впервые была подтверждена законодательством. Совместно с Натаном Ротшильдом Монтефиоре вкладывал значительные средства в покупку земель в Палестине для первой Алии, развития промышленности и открытия там сельскохозяйственных учебных заведений. Генрих Гейне (1797-1856г.), великий немецкий поэт. После защиты докторской диссертации, в 25 летнем возрасте, исключительно из материальных соображений, крестился в протестантизм. Причиной послужил указ от 1822г., запрещающий евреям занимать места в университетах и вообще заниматься научной деятельностью. Полагают же, что Гейне не исповедовал никакой религии. А о крещение говорил с горькой иронией, "я получил входной билет в европейскую культуру". Но соображения о достижении равноправия через крещение было его глубоким заблуждением, как и заблуждением тысяч других евреев, которые на волне Гаскалы переходили в христианскую веру. В действительности еврей, в какую бы веру не перешел, в глазах европейца, как тогда, так и в наше время, останется евреем, но к его имени прибавится кличка "крещеный еврей". Произведения Гейне отличаются острой сатирой в отношении современного ему уклада немецкого общества. Его политические взгляды отличались радикализмом. В тоже время он был и прекрасным лириком Генриха Гейне. Его романтические стихи были положены на музыку Шуманом, Шубертом и другими великими немецкими композиторами. Еще в молодые годы Гейне вынужден был эмигрировать во Францию, где прожил всю оставшуюся жизнь, однако творчество поэта несло в себе истинно немецкое начало. К концу жизни еврейская тема заняла значительное место в его творчестве. Елизар бен Йегуда (1858-1922) – человек, создавший современный разговорный язык на основе древнееврейского языка, языка Торы и Танаха. Маскилим, как я уже упоминал, еще до деятельности Елизара бен Йегуды стали внедрять в литературную практику древний язык. Но для широкого применения, в качестве живого разговорного языка, он был непригоден. В нем не было самых обыкновенных слов, таких как зубная щетка, солдат, газета и т.д. Бен Йегуда был активным сторонником идей Сионизма, он был убежден, что создать устойчивое собственное государство можно только при наличии собственного языка. Он не был языковедом-профессионалом, но был гениальным врожденным лингвистом. Елизар бен Йегуда совершил научный подвиг, равного которому не знает история. Он составил академический словарь современного разговорного еврейского языка, под названием "Иврит". Таким образом, Елизар возродил к жизни умерший язык. В одиночку он выполнил работу, посильную разве только академическому институту. Причем настолько удачно, что в течение буквально одного десятилетия иврит стал общепринятым, а затем и государственным языком.
Об Альберте Эйнштейне - создателе современного представления о вселенной, о Зигмунде Фрейде - создателе теории о подсознательном и психотерапии я рассказывать не стану. Об этих всемирно известных ученных написано так много, что боюсь, моей аудитории, что-нибудь существенно нового я сообщить не смогу.
Как всякому новому явлению, особенно такому крупному как вступление евреев в общеевропейскую общественную жизнь, сопутствовали и крупные побочные явления: ослабление внутриобщинных связей, переход значительного количества евреев, из карьерных или иных соображений, в другие религиозные конфессии. Довольно широкое распространение получила идея ассимиляции, как средства избавления от клейма еврейского происхождения. Дальнейшие события показали, что крещение или ассимиляция не принесли облегчения евреям, как в Западной Европе, так и в России. Широкий поток образованных и энергичных людей влился во все сферы жизни общества. Это напугало как чиновников, так и бюргеров средних способностей из-за усилившейся конкурентной борьбы "за место под солнцем". С начала 70-х годов XIX века по всей Европе развернулась сильнейшая антисемитская компания, в основе которой, лежал совершенно новый не религиозный, а национальный, то есть расистский принцип. В ход пошло все, что могло каким-то образом дискредитировать евреев и поставить под сомнение их лояльность по отношению к государству. Здесь и фальшивка о всемирном заговоре сионских мудрецов (Россия), и навет о шпионской деятельности Всемирного еврейского Альянса, созданного для помощи евреям в разных странах и проч. Стали популярны местные решения об ограничении на профессии. Характерна реплика кайзера Вильгельма II, приведенная К.Е.Э.: "Евреи настолько способны и активны, что препятствуют немецкой деятельности". Все эти явления происходили и в России, но к ним добавились еще и погромы. Началась массовая эмиграция евреев из Европы в Америку. Пиком антисемитской компании было дело Дрейфуса, ложно обвиненного в шпионаже в пользу Германии, но это уже тема цикла следующих бесед. Под названием "Сионизм и создание собственного государства". За прошедшие 5 лет мы закончили цикл бесед под названием "История земли Ханаанской" (древняя история евреев до поражения восстания Бар Кохбы во 2в. н.э.); затем мы беседовали о жизни евреев в Вавилонский период, создание Талмуда; мы с вами побывали в испанских халифатах до их разгрома и изгнания евреев; мы проследили миграцию и развитие еврейских общин в Европе, прошли вместе сефардами Балканы, Османскую империю и вновь оказались в Палестине уже в XVII веке. Закончили же цикл наших бесед периодом еврейского просвещения в Западной Европе и России XVIII-XIX веках/ Изучая еврейскую историю, мы одновременно изучаем мировую историю, что само по себе определяет значимость в мире нашего маленького народа. Уже только одно это может наполнять гордостью каждого, кто чувствует себя евреем. . Используемая литература: Краткая еврейская энциклопедия К.Е.Э. Иерусалим 1999г С.М.Дубнов, Краткая история евреев. Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс" Пол Джонсон, Популярная история евреев "Вече" Москва 2001г. Раби Йесеф Телушкин, Еврейский мир. Лехаим, Москва 1998г. Nachum T. Gidal Die Juden in Deutschland. Kouneman. Keuln 1997. Рут Сэмюеле, По тропам еврейской истории. "Библиотека – Алия" 1991 Феликс Гимельфарб, Страницы немецкой истории. W. Weber Verlag, 1999г. Профессор Г. Йонкес, Гете и евреи. Лекция Grosses Lexikon zeitnah und uebersichtlich. 1995 by ISIS Verlag.
А. Тиктинер Алеша, посылаю свою очередную лекцию № 23. Вчера я ее прочел в общине. Заодно справили мой 78-ой день рождения. Мама напекла массу пирожков и пирогов: с картошкой, с капустой, с мясом; наделала штук 100 разных бутербродов. Купили два большущих торта и конфеты и, конечно же, вина и водки. На лекцию пришло, как обычно, больше двадцати человек и еще мы пригласили своих приятелей, всего было человек тридцать. Мы хорошо, и я бы сказал, уютно посидели. Мне и маме показалось, что все остались довольны. Во всяком случае, съели почти все (хороший признак). Мама оказалась очень выносливая, одолела такую работу и,… слегла на полдня, но спасли твои капли "Вотчала". Самая большая радость во всем этом деле то, что мы вообще смогли и физически и финансово одолеть такое мероприятие. Желаем Наташе и тебе здоровья и всех благ. Ваши пра N&A.
Моему сыну майору в отставке. Ты честно и активно служил в Советской армии на самом престижном направлении. Ты с честью продолжил традиции твои дядьев, моих братьев. Да и я в армейской службе отдавал всего себя. Мы с тобой с гордостью можем вспоминать о прошедшем, о службе и о жизни. Мама и я желаем тебе и Наташе здоровья радостей в семье, активной жизни и успехов. Целуем мама, папа. 23.02.2006г. |
Опрос
Перспективы Западной цивилизации?
Просмотров: 10257