Лекция №20. Евреи в эпоху Возрождения
Print
Просмотров: 11415
{include_content_item 79}

Рассказом об этих трагических событиях изгнания евреев из Испании и Португалии в 1492 и 1496г.г. мы закончили предыдущую беседу.

Итак, сефарды, испанские и португальские евреи, изгнаны из земель, где они прожили более 700 лет  в  арабских эмиратах юга полуострова и на севере полуострова в католических странах.

Переселенцы мигрировали в трех направлениях: главная масса направилась в Италию и осела в Риме, Венеции, Неаполе, Падуе и других крупные города. Какое-то количество направилось на исконную свою землю в Палестину, принадлежащую в то время Османской  империи, т. е. Турции. Несколько позже, в конце 16 века, после приобретения Голландией независимости от Испании и перехода в протестантизм в эту страну хлынул поток т.н. «моранос» - испанских евреев насильно обращенных в христианство, но тайно исповедующих иудаизм. Причинной тому, кроме прочего, было отсутствие в Голандии   каких бы то ни было антиеврейских законов. Голландия, и Англия уже в конце 16 века были    бурно развивающимися и процветающими странами. Они играли значительную роль в мировой торговле  в особенности с Новым светом.

Вскоре в Амстердаме и в Антверпене образовались две крупные общины - одни из самых многочисленных еврейских общин Европы. Только в Амстердамской насчитывалось около 30 тысяч человек. Основными видами деятельности членов общины были:  внешняя и внутренняя торговля, медицина и, традиционное для евреев, ремесленничество (в основном обработка алмазов и шлифовка линз). Активность новых поселенцев быстро принесли общинам материальное благополучие. Эти процветающие общины просуществовали до оккупации во второй мировой войне, а после возрождения, существуют и по сей день.

Как я уже упоминал, что основу общин составляли сефарды. Ашкиназы, немецкие евреи, в особенности из южной Германии, которые в это же время испытывали сильное  давление  со  стороны  католической  церкви  и  местных  властей, старались, по возможности, эмигрировать на восток, в Польшу, но определенная часть ашкиназов направилась в Голландию, в Амстердам и Антверпен.

Таким образом, обе общины были смешанными, что не мешало их процветанию.

Каждая община жила насыщенной религиозной жизнью,  естественно, строго соблюдая законы Торы и Талмуда. В 16-17 веках широкое распространение получила Каббала, мистическое учение, стремящееся понять тайный, Божественный смысл Торы через систему букв - символов составляющих  ее текст. В стенах Голландских общин изучение «Зогара», основной книги каббалистического учения, так же нашло своих горячих приверженцев.

Как и везде где евреи пользовались определенной свободой, они выдвигали из своей среды выдающихся энергичных людей, которые  не могли удовлетвориться исключительно религиозной философией, они стремились выйти за рамки Традиции. И действительно, в еврейской среде Голландии появились поэты, ученые, юристы, философы и люди других светских профессий.

Одним из ярких представителей нового поколения голландских евреев, людей нового, свободного мышления, был Уриэль Акоста (1590-1640), испанский конверсос,  предки которого были насильственно крещены. Сам он воспитывался в  католическом монастыре. К  25 годам Акоста стал казначеем собора, но католицизм не удовлетворил его пытливый ум и он углубился в изучение иудаизма. Вместе с матерью и братьями он переселился в свободную Голландию, где в Амстердамской синагоге перешел в иудаизм. Акоста, конечно же, был человеком Возрождения, он не мог понять, а тем более примириться со строгим регламентированием жизни и множеством запретов еврейской Традиции. Свои возражения он высказывал, открыто, чем навлек на себя гнев раввинов, да и всей общины, и был из нее изгнан. Но долго находиться вне общины он не смог, ведь изгнанного обязательно подвергали остракизму, с ним запрещалось не только общаться, но да же произносить его имя, от него должна была отказаться семья и т.д. Акоста не выдержал этого и решил, вернуться в общину. Он произнес покаянную речь, вынес публичную порку, 39 ударов плетью, затем лег на пороге входной двери и каждый член общины дожжен был переступить через него.

Акоста не пережил такого унижения. Придя домой, он застрелился. Уриэль Акоста обладал критическим умом и свободной волей, это был человек протеста, но он не стал творцом. Кстати сказать, свойство, часто встречающееся среди евреев, да и не только евреев.

Полной противоположностью Акосте был его младший современник  Борух  Спиноза (1632-1677). Так же человек большого критического ума, но Великий творец-философ.

Спиноза получил глубокое религиозное образование в семиклассной «Талуд-торе»  при Амстердамской синагоге. Еще в иешиве. По ее окончании Борух увлекся классиками еврейской средневековой философии: учением Маймонида и Ибен-Эзра, а позже освоил латинский язык, чтобы изучать общие науки, в особенности, философию Декарта.

Обладая глубокими знаниями, широким взглядом на явления окружающего мира, Спиноза отказался от традиционального образа жизни еврея, он перестал посещать синагогу, усомнился в  самих принципах не только иудаизма, но и христианства.

Раввинатский суд после отклонения Спинозой настоятельных требований вернуться к вере отцов, к еврейской Традиции, вынужден был изгнать Боруха Спинозу из Амстердамской общины.

После этого он покинул Амстердам жил уединено, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Основным же его занятием, всем смыслом его жизни была философия.

В 1670г. Спиноза опубликовал на латинском языке «Богословско-политический трактат» это была свободная критика библейских истин как основы всякого богословия. Но главным его трудом была «Этика», в котором Спиноза изложил свое общее философское понимание религии, где Божество  и мир составляют одно неразрывное целое (пантеизм). Этот совершено новый взгляд на религию, новое религиозное учение разделило мир на сторонников и ярых его противников, но в тоже время создало автору мировую славу.

Конечно, евреи слишком много страдали за свою религию, чтобы изменить ей по зову одной новой философской мысли.  Борух Спиноза великий мыслитель Возрождения умер в 1677г. в Гааге в возрасте 45 лет.

Англия. В 1649г. произошла революция, свергнута королевская династия, к власти пришел лорд-протектор Англии Оливер Кромвель и пуритане, радикальное крыло Англиканской церкви.

Пуритане трепетно относились  к Ветхому Завету, а Кромвель склонялся к мысли о разрешении евреям возвратиться в страну после 300-летнего изгнания. К этому моменту в Англии уже находилось довольно много португальских, испанских и голландских сефардов – конверсос, которые перебрались туда как христиане купцы, врачи или мореплаватели.

Почувствовав ослабление антиеврейских настроений в обществе, многие конверсос вернулись к вере отцов и открыто исполняли все предписания Традиции. В то же время ходатайство руководителя Амстердамской общины Менаше бен Исраиль перед Кромвелем и парламентом о разрешении въезда в страну голландских евреев было отклонено из-за сопротивления английского купечества. Тем не менее, в Лондоне была построена синагога и создана официальная еврейская община из местных евреев.

Как уже было сказано, основная часть изгнанных из Испании и Португалии евреев – сефардов двинулась в Италию. Для этого имелось несколько причин. Между Испанией и Италией еще с римских времен существовали тесные политические и экономические, а в последствии и религиозные связи. Несмотря на папские притеснения, жизнь для евреев в Италии  была значительно легче и  свободнее чем в Германии. Не последнюю роль   в выборе места жительства играло так же сходство климата.

В своем большинстве евреи расселились на восточном, Адриатическом побережье, в том числе на территории Венецианской республики. Но  вскоре военно-политическая обстановка в республике резко ухудшилась, и евреи вынуждены были вместе с частью населения бежать под защиту самой  Венеции. Общая численность еврейского населения в городе достигло 5000 человек, что превысило «критическую массу». Историки заметили, что если в определенной местности количество евреев, или  других сообществ с чуждым образом жизни превышает некий уровень, начинаются проблемы во взаимоотношениях с местным населением. Мы это видим и в наше время на примере Германии, Франции и других стран Евросоюза. Возникли проблемы и в Венеции.

Обычно  правители  или  церковь  еврейские  проблемы   решали  очень просто: евреев изгоняли. Но венецианское правительство пошло иным путем. Учитывая большое  количество богатых людей среди выходцев из Испании и Португалии, дож  приказал (1516г) всех евреев поселить на территории заброшенного литейного завода, который назывался Гетто. Территорию отделили от города каналами, построили высокие стены с двумя воротами, установили стражу и учредили подвижный патруль. Естественно, все это, включая содержание охраны, было сделано на средства самих евреев.

Кроме того, был введен специальный и не малый налог на общину за право проживания в гетто, так теперь стали называть это замкнутое еврейское поселение. Надо сказать, что компактное поселение присуще всем народам, проживающим на территориях чужих стран, а евреям в особенности. В Венеции это были открытые для всех добровольно созданные кварталы, а совсем не концентрационные лагеря, если пользоваться современной терминологией.

Римский Папа Павел1V, один из самых антиеврейски настроенных пап, решил использовать венецианский опыт и в 1555г. издал специальную буллу, в которой потребовал от всех католических суверенов, выселить  евреев в специально созданные гетто. С этого     момента гетто распространились по всей Италии и Германии.

Тем не менее, и в столь тяжелых условиях евреи выдвинули из своей среды много вдающихся личностей. Пол Джонсон, известный современный английский историк, журналист,  бывший советник Маргарет Тэтчер, автор «Истории христианства», «Популярной истории евреев» и еще 30 книг, утверждает, что Колумб (1441-1506г.), по-видимому, действительно был моранос, т.е.  крещеный еврей. Ученый обосновывает свои утверждения тем фактом, что подготовка к плаванию велась на средства евреев, а картографы (в современном понимании штурманы), часть команды и многие из его друзей были крещеными евреями.

Другим великим деятелем эпохи Возрождения, к сожалению, в наше время мало известный, был итальянский еврей Авраам Колорни (1540г.р.). Он состоял на службе в качестве  инженера у герцогов Феррарских. Подобно Леонардо да Винчи он изобрел много разнообразной военной техники, разработал мины, создавал взрывчатые вещества, строил укрепления. Колорни изобрел нечто вроде «автомата» или десятизарядного ружья. Авраам Колорни был блестящим математиком. Он  изобрел дальномер (зеркальный метод определения расстояний). Кроме того, он был известным карточным фокусником. Не удивительно, что его пригласили в Прагу ко двору  императора Рудольфа II.

Поскольку евреи всегда были преуспевающими купцами, они очень высоко котировались в качестве заложников.  Средиземное море постоянно бороздили военные христианские, турецкие  и, вполне интернациональные, пиратские корабли. Естественно они грабили купеческие караваны и брали заложников, но особенно привлекательной добычей были купцы – евреи. Негодяи знали, что еврейские общины обязательно их выкупят. Ситуация захвата заложников была столь обыденной, что еврейское купечество организовало в Венеции, возможно впервые в мире, подобие страхового общества, которое создало специальный выкупной фонд и контору в Константинополе, где и велись переговоры о выкупе. Естественным следствием столь гуманного отношения к своим единоверцам было создание на о. Мальта католического рыцарского ордена Св. Георгия, который специализировался на поимке купцов-евреев с целью получения выкупа или их продажи в рабство арабам.

Упомянутое «страховое» агентство даже держало своего агента на Мальте для отслеживания и, по-возможности, быстрейшего выкупа пленников. Этот бизнес просуществовал почти 300 лет и был уничтожен только в 19 веке Наполеоном. Нечто похожее происходит и в наше время, во взаимоотношениях европейских стран, за исключением Англии, и арабскими террористами – похитителями.

В иудаизме, а так же в христианстве, начиная с Апостола Павла, существовало твердо устоявшееся мнение о том, что любовь к деньгам есть корень всякого зла. Не к земле или к собственной лавке, не к отаре овец или к ткацкому станку, а именно к деньгам. Однако без оборотного капитала, без денег, как товара и средства обмена, не может существовать ни промышленность, ни торговля.

Евреи раньше христиан поняли универсальное значение денег и сочли, что владение ими не только не зазорно, но ведет к освобождению личности и процветанию всей общины. Характерно, что именно раввин из Феррари Авраам Фариссоль, безусловно, человек Возрождения, в 1500 г. обосновал идею реабилитации денег, основываясь на Талмуде: «Во время нехватки человек учится ценить богатство». К семи вещам благоприятным для праведных и мира, Талмуд относит «богатство».

Аврааму Фариссоль вторит  Исаак Абрабанель в комментарии к тексту Второзакония (1551г.) «Нет ничего нечестного в процентах, … потому что справедливо, чтобы люди извлекали прибыль из своих денег, вина или зерна…».

Можно назвать еще несколько ярких личностей известных теологов и  ученных в других областях знаний, крупных коммерсантов - купцов, однако они составляли очень тонкий слой еврейского общества 16 -17 веков. Они не могли влиять и не влияли на общее умонастроение в целом.

Еврейские общины того времени в массе своей  полностью были поглощены изучением Торы и Талмуда, а многие и Зогара – главной книги  каббалистов. Многовековое стремление евреев к самоизоляции лишало их  возможности, и стремления к восприятию, сколько ни будь свободной и свежей мысли  извне. Евреи  пребывали еще в средневековье. Как, впрочем, и основная масса коренного населения Европы. Ведь великие умы того времени – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир, Макиавелли,  а раннее - Данте, и еще не менее ста современников мало влияли на повседневную жизнь народа и не толко еврейского. Еще «правила бал» церковь, старая и новая, Савонарола и инквизиция.

Возвращаясь к многочисленным гетто, надо отметить, что жизнь там ни в коем случаи нельзя представлять себе как сплошной черед несчастий, безысходности и всеобщей подавленности. Вовсе нет, в каждой семье, как и во все времена, были свои радости и свои несчастья. Была любовь и ненависть, дружба и ссоры, Были веселые свадьбы и праздновались все девять еврейских праздников.

Современник так описывает один из еврейских праздников в Венеции, очевидно Пурим. «….После посещения синагоги девушки и невесты надевали маски, юноши праздничные одежды начиналось необычайное веселье. Обычно там бывают из любопытства все нации: испанцы, ливантийцы, немцы, греки, португальцы, итальянцы  и другие. Поют все по своему усмотрению. Не имея музыкальных инструментов, отбивают ритм руками над головой или хлопают себя по ляжкам; некоторые щелкают пальцами как кастаньетами, некоторые делают вид, что играют на гитаре. Короче, они такое вытворяют, шумя, прыгая и танцуя, кривляясь, паясничая и жестикулируя, что действительно все выглядит подобно карнавалу».

Переизбыток иммигрантов – евреев на Апеннинском полуострове заставил последних искать другие места оседлости. Евреи стали массово переселяться на другую сторону Адриатики на Балканы, которые принадлежали в ту пору (16-17 века) Османской империи, т.е. мусульманам. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграла историческая память. Евреи, конечно же, помнили  времена испанских эмиратов, когда процветала еврейская жизнь и когда они понятия не имели ни об антисемитских  буллах пап, ни о гетто.

Кроме того, иудаизм вообще, а сефардские евреи в особенности, ближе по духу, по своему менталитету к исламу, чем к христианству. Вернее на оборот, ислам ближе к иудаизму, чем христианство. Строгое единобожие, запрет на скульптурное или рисованное изображение человека, обрезание, диета, специальные законы убоя скота, многоженство, а главное, сходный образ жизни, ведь сефарды - исконно люди Востока, были серьезной предпосылкой для переселения на территорию Турцию.

Надежды евреев, в основном, оправдались. Турецкий султан с охотой принял новых иммигрантов; он надеялся, что евреи оживят экономику и, тем самым, пополнят его казну.

Основная масса сефардов расселилась в крупных портовых городах: В Константинополе,  Салониках, Адрианополе. В Константинополе, например, еврейская община насчитывала более 30000 тысяч человек. В начале 20 века, по воспоминаниям Бен Гуриона, в Салониках 90% населения составляли евреи. Узнав о массовом переселении евреев из Испании и Португалии в его страну, султан Баязет ll воскликнул: «Фердинанд Испанский – глупый король! Он разорил свою страну и обогатил нашу». Образованные сефарды оказались очень полезными людьми для Турции, где высшие классы занимались войной, а низшие земледелием. Свободную нишу в области товарообмена и промышленности, в какой то степени заполнили сефарды. Именно сефарды научили турок отливать пушки и изготавливать порох, чем оказали правящему сословию значительную услугу.

Турецкие евреи, как и в других странах, выделили из своей среды много выдающихся людей. Они состояли советниками при провинциальных эмирах, а главный раввин турецких евреев заседал в «диване» - государственном совете при султане.

Но особенно яркой личностью был Иосиф Наси. Выходец из семьи португальских моранос, он в середине 16 века выехал в Амстердам, где   активно занимался торговлей ценными товарами. В Европе он приобрел обширные знакомства в высших сферах  общества. А затем переселился в Турцию, где стал, открыто исповедовать иудаизм. Султан Сулейман Великолепный вскорости заметил талантливого предпринимателя, приблизил к себе и, учитывая его знание европейских языков и умение убеждать, назначил его своим советником по иностранным делам.

Иосиф Наси исполнял свою должность министра иностранных дел при Сулеймане и при его наследнике Селимее II.

При этих султанах Османская империя достигла вершины своего могущества. В ее состав входили: весь Балканский полуостров, Анатолия, Армения и весь Ближний Восток. Турецкие войска реально угрожали столице  Габсбургов Вене. Это положение дает представление о весе и значении ее министра иностранных дел Иосифе Наси.

В конце жизни Иосиф получив титул герцога Наксоса (по имени одного из островов в Эгейском море), поселился в Палестине, где занялся изучением истории своего народа. Евреи же называли его Наси, т.е. князь, в память о великом ученом  Иегуде ха-Наси, записавшем в начале 3 века устную Тору или Мишну, первую часть Талмуда.

Напомню, что все, о чем я говорил до сих пор относилось к жизни и деятельности сефардов, выходцев из Испании и Португалии.  А как жили и чем занимались ашкиназы или немецкие евреи?

Так же как и в Италии, евреи всех немецких земель были выселены под высокие и охраняемые стены гетто. Жесткость отношения, неприязнь и нищета были значительно суровее, чем в Италии. Евреи, полностью отрезанные от внешнего мира, углубились в изучение Торы, Талмуда, а наиболее религиозно просвещенные в изучение каббалы.

Почти весь 16 век в Германии прошел под знаком Реформации. В 1517г. Мартин Лютер(1483-1564) вывесил на дверях своей кирхи воззвание в виде 95 тезисов направленных против Папы и католической церкви. Это было мощное движение, в том числе и в период Возрождения. Реформация дала толчок к развитию личности, а, следовательно, и всем формам индивидуальной деятельности человека. В северной Европе в 16 веке начался период бурного развития торговли и промышленности.

Мартин Лютер в первый период своей деятельности вполне лояльно относился к евреям, при этом он преследовал две    цели:

возвратить Тору (Пятикнижье Моисеево) и весь Ветхий завет к статусу первоисточника для изучения Канона,

и вовлечь всех евреев в протестантизм.

Но евреи поголовно отказались. Тогда Лютер, как и подобает настоящему фанатику, ударился в другую крайность, он стал яро ненавидеть евреев, призывая паству к  их всяческому притеснению, вплоть до изгнания или даже уничтожения. Лютер перевел на родной немецкий язык всю Библию, что было категорически запрещено папами.

 

В следующем 17 веке началась одна из самых разорительных войн – «тридцатилетняя  война» (1618-48г.г.). Еще во 2 веке н.э. мудрецы из иешивы созданной в г. Явне (Палестина) Великим бен Заккая, разрабатывая систему существования евреев без Храма, постановили, что, проживая в условиях «рассеяния», среди чужих народов, евреи ни при каких обстоятельствах не должны участвовать в политических и военных делах страны проживания, соблюдая полный нейтралитет.

На протяжении последующих 15 веков евреи, как правило, не  нарушали этого положения, включая и тридцатилетнюю войну.

Тем не менее, крупные купцы и финансисты активно занимались обеспечением войск обеих враждующих сторон всем необходимым, в особенности, лошадьми и фуражом, а так же субсидированием крупными финансовыми вложениями, как католиков, так и протестантов. Эта обширная деятельность давала возможность предпринимателям разбогатеть, а, следовательно, поддерживать жизнь в общинах, и, что еще важнее, получать от  Габсбургов и от протестантских князей привилегии и надежные гарантии от погромов, постоев и поборов.

Как отмечает историк Джонатан Изроэл, несмотря на колоссальные людские потери в «тридцати летней войне», «нет ни малейшего свидетельства того, что количество евреев в центральной Европе хоть сколько-нибудь уменьшилось».

Вторая половина 17 века не принесла ни изменений, ни облегчений в  жизнь немецких евреев.  Все большее их число покидало страну и переезжало в Польшу.

Наступил 18 век, век Просвещения. Естественно, наиболее мыслящие люди и цивилизованные государства стали обдумывать меры по улучшению положения евреев в стране и обществе.

В Австрии, например, император Иосиф II отменил специальный избирательный налог и отличительный желтый знак, отменил запрет на обучение в университетах и ряд профессиональных ограничений. В то же время он ввел для евреев обязательную воинскую повинность, отменил общинную автономию и запретил внутриобщинное делопроизводство на идише или иврите. Остался в силе запрет на проживание в Вене. Иосиф II  приказал изменить все древнееврейские фамилии типа Иосиф бен Ицхак на немецкие. Причем выбор фамилий поручил чиновникам, которые, как обычно, сделали это мероприятие объектом наживы или вымещением злобы. За определенную мзду евреев наделяли красивыми фамилиями типа Диамант, Блюменталь, Вайнцвайг, массово давали упрощенные фамилии, отражающие внешний вид, Вейсман, Шварцман, Гросман или по месту жительства, Берлинер,   а для вымещения злобы – Эзелькопф (Ослиная голова)  и т.п.

С окончанием войны сильно пошатнулось положение тех самых  предпринимателей, которые буквально спасали Габсбургов в тяжелейших обстоятельствах. Таких, например, как Оппенгеймер. По окончании войны австрийское казначейство отказалось выплатить Оппенгеймеру огромный долг. После долгих мытарств и просьб его ложно обвинили, и он вынужден был купить себе свободу за 500000 форинтов. С молчаливого согласия властей дом Оппенгеймера был разграблен чернью, сам он был разорен кредиторами, ведь деньги для Габсбургов он брал в кредит по всей Европе. В скорости в 1703г. один из самых энергичных и богатых  финансистов Европы умер в Вене.

Такая же судьба постигла Иосифа Оппенгеймера члена этой же семьи, который ведал финансовыми делами герцога Вюртенбургского и субсидировал его. Но жизнь свою закончил на виселице. Леон Фейхтвангер жизнь Оппенгеймера положил в основу романа «Еврей Зюсс».

Я бы не стал так подробно останавливаться на истории семьи Оппенгеймеров, если бы явление экономической незащищенности евреев не было бы типичным для рассматриваемой эпохи, для последующих веков, для первой половины 20 века и,  к величайшему сожалению,  для сегодняшней России, где все яснее проявляются все признаки такого же явления.

Я бы хотел сказать несколько слов о своем виденье этой проблемы на примере дела Ходорковского.

Ходорковского обвиняют в мошенничестве при приватизации крупнейших промышленных объектов, т.е. в покупке их по заниженным ценам. По всей видимости, так оно и было. В связи этим возникает несколько вопросов: у кого в бывшем СССР было достаточно средств, что бы купить хотя бы мыловаренный заводик? Для того, что бы провести приватизацию придумали «ваучеры», что бы затем проводить открытые аукционы для установления рыночной цены самого ваучера и рыночной цены предприятия по объему ваучеров. Но Дума и общественное  мнение полностью скомпрометировало эту апробированную в Чехии идею.  Я прекрасно помню, как в метро ваучеры продавали за бутылку водки. Дураки продавали, а кто поумнее скупали. Вез всяких сомнений, мошенничество процветало. Не называя фамилий, но все без исключений сегодняшние т.н. «новые русские» составили свои стояния в одно и то же время и те  ми же методами. Так почему же именно Ходорковский?

И третий момент, Ходорковского привлекли к ответственности, но ведь он действовал не в безвоздушном пространстве, кто-то же ему продавал за бесценок предприятия. По-видимому, в столь крупные аферы было вовлечено множество чиновников высокого ранга. Где они эти люди? Почему они не участвуют в уголовном процессе? Почему вдруг, срочно разрабатывается проект закона о снижении срока давности до трех лет вместо десяти, действующий сейчас? Нет ответа, как сказал бы Гоголь. Именно поэтому я связываю события 17века с настоящим временем в России.

 

В заключение лекции мы кратко рассмотрим развитие еврейской жизни и еврейской мысли в Германии в 18 веке.

18 век – век Просвещения, Руссо и Вольтер, Ньютон и Эйлер, Гайдн и Моцарт, век Французской революции.

Фридрих II - преобразует Пруссию и покровительствует наукам и искусствам. Петр I стремится вывести Россию из самоизоляции. Екатерина II переписывается с Вольтером, но крепостное право фактически доводит до рабства.

А как же еврейское общество реагировало на внешние изменения?

Экономическая незащищенность финансовых и купеческих кругов еврейского общества, выражавшееся в  постоянных насильственных разорениях, монопольное владение рынками со стороны профессиональных гильдий и закрытых купеческих союзов, куда не допускались евреи и еще множество разнообразных ограничений, конечно же, сказывались на стабильности еврейской общинной жизни. Но как и всякая кризисная ситуация приводит в последствии к усовершенствованию в той или иной области, еврейские экономисты   в этих условиях так же нашли наиболее радикальные решения. Они изобрели аккредитив позволивший проводить безналичные финансовые операции, ввели практику определения рыночной цены товара или недвижимости посредством торгов на биржах.

В политическом плане в 18 веке начался, а в 19 веке закончился период освобождения евреев от оков гетто и бесправия. Переломным моментом в истории западноевропейского еврейства этом вопросе была Великая Французская революция и реформы Наполеона. Гражданские права евреи сначала получили именно во Франции, затем в Рейнской области, потом в Англии и Италии, а к семидесятым годам 19 столетия - в Пруссии. В России и русской части Польши евреи получили все гражданские права только после Февральской революции 1917г.

 

А. Тиктинер
19.06.2005