{include_content_item 79}
Продолжение лекции №32 Барух Спиноза и Мозес Мендельсон
Барух СпинозаБарух Спиноза одна из самых ярких фигур европейского позднего Возрождения и еврейской истории, родился в 1632 в Амстердаме, умер в 1677 в Гааге. Выходец из португальской сефардской семьи марранов, эмигрировавших в Амстердам, где они вновь вернулись в лоно иудаизма. Отец Спинозы был богатым купцом и видным членом крупной амстердамской сефардской общины. Барух учился в привилегированной общиной школе, а затем в одной из самых престижных иешив Голландии под руководством И. Ла Пейреры - известного вольнодумца из Парижа. Получив глубокое религиозное образование и будучи по натуре человеком вдумчивым и склонным к критическому взгляду на окружающий мир, Спиноза заинтересовался трудами Абрахама ибн Эзры (XI) и Уриэля Акосты (1585-1640) со взглядами которых, мы ознакомились на прошлой беседе. Для получения более широкого общего образования Спиноза начал изучать латинский язык, причем его учителем оказался бывший доминиканский монах, также с довольно критическими религиозными взглядами. Таким образом, врожденная склонность Спинозы к неординарному мышлению и соответствующая окружающая среда благоприятствовали развитию в нем инакомыслия. В общине среди членов кружка своих единомышленников Спиноза высказывал сомнения относительно основополагающих религиозных догматов: о боговдохновенности и Моисеевом авторстве книг Торы, о том, что Адам был первым человеком на земле и т.д. Эти еретические взгляды стали известны руководству общины. После ультимативного требования о публичном отказе от критики священных книг все члены кружка, кроме Спинозы, отказались от своих взглядов. Барух Спиноза не внял настойчивым требованиям, и на него был наложен в 1656г херем (проклятье). По традиции, человек подвергшийся херему, изгоняется из общины, а все евреи обязаны прекратить с ними любые контакты, даже подходить к проклятому ближе, чем на четыре шага строго запрещалось. После изгнания из синагоги, Спиноза на философском факультете Лейденского университета (Голландия) получил европейское образование, изучая математику, труды Платона и Аристотеля, других греческих и римских философов. Большое влияние на формирование взглядов Спинозы оказал его старший современник - великий математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650). «Сомнение во всем», - главный лозунг и метод познания Декарта. Барух Спиноза зарабатывал себе на жизнь шлифованием линз. Когда своими философскими трудами он получил европейскую известность, пфальцский курфюрст предложил Спинозе кафедру философии в Гейдельбергском университете. Спинозе была обещана полная свобода преподавания с условием, что он не станет нападать на государственную религию - на католицизм. Спиноза отверг это предложение, желая сохранить свою независимость. Спиноза также отверг просьбу принца де Конде посвятить королю Франции Людовику XIV его труд «Этика» в обмен на гарантированную Спинозе пенсию. Философ и тут предпочел полную независимость. Все мы со школьной скамьи знаем, что в 17 веке в Голландии жил такой философ из евреев ─ Бенедикт Спиноза ─ пантеист или, что еще «лучше» атеист. Больше о нем мы, я, во всяком случае, ничего не знал. Теперь же с помощью Электронной Еврейской Энциклопедии и других авторов попытаемся в общих чертах понять, чем же так велик философ Бенедикт (Барух) Спиноза? Спиноза написал много трудов по философии, по критике библейских текстов, написал даже грамматику иврита. Но главными его трудами считаются два: «Этика» и «Богословско-политический трактат». В «Трактате» автор критически рассмотрел Тору и пришел к выводу о том, что не все пять книг Откровения написаны Моисеем. По его мнению, некоторые из книг были написаны значительно позже и при этом разными авторами. Главные доводы: несколько имен Бога и упоминание о едином месте жертвоприношения, которое было введено намного позднее дарования Торы. Известно, что реформировал иудаизм в VI веке до н.э. царь Хизкия (727 - 698), который ввел порядок жертвоприношения и литургии только в Иерусалимском храме, чем во многом способствовал централизации власти в стране. Спиноза считал, что большая часть откровения была написана писцом Эзрой в 4 веке до н.э. С этой точки зрения Спиноза был предтечей возникшей в 18-19 веках целой науки ─ «Науки о еврействе», одним из направлений которой, было критическое изучение текстов Священного Писания. В этом же труде Спиноза отстаивал принципы интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Подобные мысли опережали время минимум на сто лет. Бенедикт Спиноза критиковал не только Тору, но и весь иудаизм в целом; не только иудаизм, но и христианство, и не только религию, но и человеческое сообщество вообще. Он был республиканцем и не признавал богоизбранности власти суверенов. В тоже время Спиноза категорически отвергал обвинения в атеизме. Свое отличное от общепринятого представления о Боге мыслитель отстаивал с завидной последовательностью. Он писал: «Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих Его сущность» Спиноза много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с математиком Г.Лейбницем, во время путешествия последнего из Лейпцига в Англию. По натуре Спиноза не был ни вождем, ни честолюбцем и не пытался требовать от слушателей согласия со своими радикальными взглядами, но он был, безусловно, честным и духовно смелым человеком, и не скрывал своих мыслей. Идеи Спинозы намного опередили свое время, поэтому его известность ограничивалась узким кругом философов и ученных, не вызывая отклика у современников. Евреи не читали сочинений «еретика», а христиане не были готовы к восприятию его идей. «Этика» основной труд Спинозы, в котором он изложил основы своих взглядов на мир, на Бога, на сущность вещей, на этические проблемы человечества и на место Бога в сознании человека. Для понимания даже в самом общем виде философской системы Спинозы нам придется обратиться к некоторым понятиям, которыми оперировал автор «Этики» Субстанция: природа в самом общем смысле, сущность и причина всех вещей и явлений. Она едина и бесконечна. Она - «Бог, присутствующий во всем». Субстанция может быть только одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции по определению. Это положение принципиально отличает философию Спинозы от взглядов Декарта, утверждавшего существование сотворенных субстанций наряду с субстанцией их Творца. Например, «Протяженность» и «Мышление» Однако Бог Спинозы — не пребывает вне мира. Это не трансцендентный, т.е. не запредельный по отношению к миру Бог теологии и теистической философии. По Спинозе Бог тождественен миру. Этот свой пантеистический взгляд Спиноза выразил в знаменитой формуле: «Бог или Природа» Лишь Бог обладает свободой, свобода всех конечных существ обусловлена Богом. Протяженность и Мышление. По Декарту протяженность ─ материальное пространство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной. Ее частицы находятся в постоянном движении, взаимодействуя между собой. Это взаимодействие подчиняется основным законам природы. Мышление ассоциируется с духовностью можно сказать с душой. Эти две известных миру сотворенные Субстанции в отличие от бесконечной Субстанции их творца ─ Бога. По Спинозе, как я уже упомянул, Субстанция может быть только одна в силу своей бесконечности. Любая сотворенная дополнительная субстанция естественно ограничивает бесконечность первой, т.е. Бога, что нарушает принцип единобожия,─ основного догмата монотеизма. Именно на этом основании Гегель усматривал в учении Спинозы высшее философское выражение еврейского монотеизма, «исходный пункт всей философии». По Спинозе Протяженность (материальность, телесность) и Мышление (духовность) суть Атрибуты бесконечной Субстанции, т.е. Бога. Мы знаем их только две, но по Спинозе их может быть множество. Бог Спинозы тождествен вечной и бесконечной природе. Ему не присущи свойства личности, поэтому человек не может ожидать от Бога ответной любви. Причинность. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий. «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом, и ни в каком другом порядке, чем произведены» Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить». Теократия. Спиноза приходит к выводу, что теократия (политическая власть духовенства) вообще не может существовать, а кажущийся теократическим режим есть в действительности замаскированное господство людей, считающиеся посланцами Бога. Это дальновидное утверждение Спинозы актуально и в наши дни, когда проснувшийся Ислам стремиться повсюду, насаждать теократические режимы. Если признать, что однопартийная диктаторская коммунистическая власть, была разновидностью религиозной власти со своими сотворенными атрибутами, а она именно такой и была, то ее падение в России по Спинозе, было неизбежным. Будем надеяться, что Спиноза окажется прав, также в приложении к исламистским моделям теократии. Аффекты. Учение об эмоциях. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Им противостоит разум, ограничивающий безудержные желания, (читай 10 заповедей и Тору). Мне представляется, что нынешнее падение религиозного сознания и подавляющее влияние т.н. масс-культуры, требующее участия в процессе минимального разумного начала, привило к расцвету массового стремления к удовольствиям и безудержным желаниям, не ограниченными Разумом. Эту тему можно развить в целую статью «Причинности». Здесь, и всеобщая финансовая задолженность, как персональная, так и государственная, банкротство банков и целых государств не желающих жить по средствам, т.е. ограничивая свои желания и т. д.. Восторженным поклонником Спинозы был великий поэт Г. Гейне. Последователем философии Спинозы был гениальный физик А. Эйнштейн, особый интерес к философии Спинозы проявлял марксист Плеханов, определяя марксистскую философию как «род спинозизма». Советская официальная философия восприняла плехановскую интерпретацию учения Спинозы с некоторыми поправками и отвела последнему, почему-то в качестве материалиста и атеиста, почетное место среди своих предшественников, хотя он, Спиноза, несомненно, не был ни тем, ни другим. Республиканские взгляды Спинозы. В разумно устроенном государстве интересы отдельного человека совпадают с интересами всего общества. Государство ограничивает свободу действий гражданина, но не должно ограничивать его свободу мысли и свободу выражать свои мнения. Самостоятельное мышление является существенным свойством человека. Или, как мы сейчас говорим ─ его основным правом. В заключение, еще раз могу повторить вслед за современными философами и теологами, что Бог Спинозы не слишком отличается от Всевышнего изображенного в Торе, как бестелесного, бесконечного, охватывающего всю вселенную Единого ─ Сущего. давшего человечеству десять заповедей ограничивающих, как представлял себе Спиноза, «аффекты», т.е. удовольствия, неудовольствия и желания в пределах, необходимых для физического выживания и развития человеческого сообщества. Сегодня в Израиле развернулась широкая дискуссия о снятии с Баруха Спинозы херема, как наказания, не соответствующего мировоззрению Спинозы. Мне представляется, что такую же дискуссию надо было бы провести и Русской православной церкви по несправедливому отлучению Великого Толстова, искренне верующего во Христа, но имеющего иной взгляд на исполнение своей роли самой церковью, как института, объединяющего людей. Мне кажется, что если бы Спиноза прожил дольше своих 47 лет, он не стал бы так настоятельно противостоять исполнению религиозных ритуалов. С годами он бы вероятно понял, что любая церковь есть человеческое сообщество, объединенное с целью совместного поклонения Богу, по сути, с целью получения верующим собственного удовлетворения и наслаждения именно в исполнении ритуала. Эта часть вероучения сплачивает людей в единое целое. Индивидуализм и церковь в некотором роде антагонисты, что сильно проявилось в наше время значительного снижения религиозных чувств.
Мозес Мендельсон 1729 - 1786
Мы знаем Мозеса (Моше, Моисея) Мендельсона по его гениальному внуку немецкому композитору Мендельсону – Бартольди. Однако без деятельности не менее великого деда, философа и родоначальника движения за просвещение еврейского народа, не появился бы и его великий внук. Мозес Мендельсон родился в г.Дессау в небогатой семье переписчика Торы. С детства, проявлял он стремление к учебе и, естественно, его готовили в раввины, сначала под руководством отца, затем раввина Френкеля, вместе с которым он переехал в Берлин, где устроился учителем в семье богатого еврея-фабриканта. Там Мозес проявил также не дюжинные способности в коммерческой деятельности хозяина, став сначала бухгалтером, а затем и совладельцем фирмы. Одновременно Мендельсон активно и самостоятельно изучал латынь, естественные науки, в особенности, труды Лейбница, Спинозы, Руссо и других деятелей эпохи позднего Возрождения и европейского Просвещения. К этому времени относится его попытка основания не религиозной газеты на иврите, но не найдя достаточной читательской аудитории, газета закрылась на втором номере. ( Евреи того времени не были еще готовы к чтению светской литературы) Знакомство с философом и драматургом Лессингом сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Мендельсона. Их объединяла страстная преданность идеям Просвещения и Гуманизма. Однако, полностью разделяя гуманистические воззрения Лессинга, Мендельсон расходился с ним в отношении к вопросу полной ассимиляции евреев в немецком обществе. Он мечтал о максимальной интеграции при сохранении своей еврейской религиозной и национальной индивидуальности. Своей жизнью он хотел доказать реальность такой позиции. В произведениях Мендельсон отстаивал право на свободу выбора религии, хотя сам он был верующим и вполне ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу. Благодаря своему исследованию философии Спинозы он вызвал серьезную дискуссию в среде немецких философов и теологов относительно пантеизма Спинозы, чем извлек из небытия идеи и имя великого философа жившего за сто лет до Мендельсона. Философские труды Мендельсона и его критические статьи, поддерживающие фундаментальные этические и эстетические законы бытия, сыскали ему европейскую славу и достойное место в научном мире по всей Европе, но не в Пруссии. В одной из статей Мендельсон отважился на критические замечания в отношении короля ─ самого ФридрихаII Великого. Король хорошо запомнил этого строптивого еврея, и в последствии систематически вычеркивал его фамилию из списков кандидатов на избрание в Прусскую Академию наук. Мендельсон был одним из немногих евреев, вошедший в круг наиболее выдающихся ученных и философов своего времени. Он дружил с Кантом, с естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом его братом Вильгельмом — филологом, философом и языковедом. И, как уже упоминалось, с драматургом и философом Лессингом, который, собственно говоря, и ввел его в элитный круг прусских академиков. Лессинг настолько восхищался умом, разносторонними и глубокими знаниями Мендельсона, что написал свою лучшую драму «Натан Мудрый», где Мозес стал прототипом Натана. Идеи Мендельсона о светском обучении евреев и возможно более глубокой интеграции в немецкое общество, встретили серьезное противодействие со стороны еврейской общины Берлина, до такой степени, что Мендельсон опасался наложение херема за свои, слишком радикальные идеи. В 1883 году Мендельсон издал капитальный труд «Иерусалим, или о религиозной власти и иудаизме» (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм. По его убеждению государство должно быть веротерпимым, поддерживать свободу совести и мысли, различные же религиозные убеждения не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения. Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора же не приказывает верить в те или иные догмы ─ свобода воли, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. Он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: «Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории». Многие еврейские мудрецы еще до Мендельсона настаивали на отсутствии в иудаизме противоречия между наукой и верой, например, Саади-гаон (IX век), Маймонид (XII). В наше время в дискуссии на эту тему один израильский ортодоксальный раввин сказал: «Я тоже считаю, что в иудаизме нет противоречия между наукой и религией, но если какой ни будь закон науки, противоречит духу Торы, то это значит, что данная гипотеза неверна». Одной из главных заслуг Мендельсона был перевод на немецкий язык ТАНАХа, с собственными комментариями, причем написана Книга была ивритскими буквами. Перевод сыграл в дельнейшем значительную роль в освоении немецкими евреями языка страны проживания. Этой работе автор придавал особенно большое значение: «После длительных размышлений, я пришел к выводу, что должен посвятить весь остаток моих сил детям и, может быть, значительной части моего народа, дав им в руки лучший перевод и объяснения священных книг, чем они до сих пор имели. Это первый шаг к культуре, от которой мой народ — к сожалению — был так отдалён, что возникло сомнение, а может ли вообще произойти в этом деле какое-либо улучшение». Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции. Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации. Тем не менее, все его дочери крестились и вышли замуж за немцев из элитной части берлинского общества. Характерный момент и обратная сторона медали в борьбе за освобождение евреев от духовных оков гетто. Его последователи пошли значительно дальше, и создали целую эпоху в развитии инакомыслия в иудаизме под названием Хаскалá. Об этом очень плодотворным и важном периоде еврейской, ашкиназийской истории мы говорили в одной из предыдущих бесед. Повторюсь.. Цели Хаскалы: образование, отказ от традиционной одежды, переход от занятия только торговлей или коммерцией к т.н. производительному труду. Использование иврита, как разговорного языка, освоение национального языка страны проживания. Интеграция в светское общество страны проживания. Хаскала по существу это еврейское возрождение ─ переход от средневекового в основном религиозно-общинного мировоззрения к современному, где индивидуум обладает самодостаточностью и преобладает над общностью. Отказаться от всего того, в чем евреев обвиняют: самоизоляция, мышление и мировоззрение, ограниченное Торой и Талмудом и прочие «грехи». Главнее слиться с местным народом во всем, кроме религиозной доктрины и национальной индивидуальности. Определенный слой польских и русских евреев также поддерживал, и активно участвовал во всех этих процессах. Пример тому жизнь и творчество Шолом-Алейхема Скажу только, что наряду с тем, что Хаскала вывела евреев из состояния самоизоляции и средневекового мышления, стимулировала невиданно активное и плодотворное участие евреев во всех сферах деятельности, как в Германии, так и в других европейских государствах, включая Россию. Это же движение несло в себе и отрицательный заряд ─ массовое стремление еврейской элиты к полной ассимиляции, для получения, по выражению Генриха Гейне, «…входного билета еврея в европейскую культуру». История показала, что ни ассимиляция, ни переход в христианство не защищает от антисемитизма. Как реакция на усиление антисемитизма вызванного внедрением евреев в общественную жизнь стран Европы, появилось политическое движение ─ Сионизм. В течение всей своей истории евреи испытывал на себе ненависть окружающих народов: сначала как единственный народ, исповедующий монотеизм. Затем, как народ, отказавшийся от перехода к вероучению своих дочерних религий; затем, как народ индивидуалист, разделивший весь мир на две части евреи и гои, т.е. чужие. Этому принципу, кстати сказать, придерживались и немцы: ─ Deutschen und Fremden; затем, как народ, ведущий грязную, скученную, нищенскую жизнь в гетто, затем, как народ, не занимающейся производительным трудом. В конце концов, евреи с неожиданной быстротой стряхнули с себя причинны неудовольствий христиан, и могучим потоком влились во все области деятельности европейца. Внешне теперь они ни чем не отличались от окружающих народов. В результате их стали обвинять в бесцеремонном вторжении в области знаний, к которым они никогда не проявляли интереса. Кроме того, возобновилось средневековые наветы, обвинения в шпионаже, в нелояльности по отношению к власти, одним словом вместо преследований на религиозной почве появился светский антисемитизм, высшей точкой которого, стал Холокост. В наше время, когда явное проявление антисемитизма стало не престижным в приличном обществе, ненависть к евреям переместилась на Сионизм и Израиль, который из жертвы агрессии со стороны арабов антисемиты превратили в агрессора, прилепив ему ярлыки всех крайних националистов. Одним словом все получается точно по Крылову: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Закончить эту мысль мне помог поэт и острослов Гарик Губерман: «Евреев не любят все, Кроме тех, кто их ненавидит». Я напомнил об этих событиях, что бы подчеркнуть мысль: никакие заслуги, никакие усилия, не избавляют еврея старого света от тысячелетиями культивированной ненависти. Только собственное Государство, приняв на себя весь заряд европейской и восточной ненависти, избавил личность от преследования. Пользуюсь случаем, чтоб обратиться к Вам, уважаемые мои слушатели. Если уж мы не живем на нашей исторической Родине, а в силу нашего с вами возраста, это благо для Израиля, то найдите в себе духовные силы, преодолейте себя и помогайте изнуренному войнами Израилю регулярной, хотя бы небольшой, материальной помощью.
А.Тиктинер |
Опрос
Перспективы Западной цивилизации?
Просмотров: 7260